Ловушки в сети

В процессе подготовки новой версии сайта все, кто принимал в ней участие, вдоволь нагулялись по сети, добывая нужную информацию. В сумме потратив на это увлекательное занятие, наверное, тысячу часов, мы не зря портили себе зрение, поскольку обнаружили много нового и интересного.

Отмена въездных виз для граждан России, подобно выстрелу стартера, положила начало безжалостной борьбе в интернете за внимание русскоязычных туристов. Существовавшая ранее схема пересечения границы оставляла в сети место только для реальных действующих лиц – российских туроператоров и их израильских партнеров. Только они совместными усилиями могли обеспечить туристам визовую поддержку и ее реализацию, только их предложения имело смысл изучать.

Теперь же, когда все формальные препятствия убраны, обращение к профессиональным организаторам путешествий перестало быть необходимым. В наши дни намерение совершить поездку в Израиль чаще всего ведет не в офис туристской компании, а прямехонько к компьютеру – поискать что-нибудь дешевое и прекрасное одновременно.

Надо отметить, интернет откликнулся адекватно, заметно повысив плотность предложений «дешевого и прекрасного», а на сцене, наряду с привычными участниками, появились прелюбопытнейшие персонажи. Не раз мы натыкались на недавно созданные сайты, авторы которых весьма искусно гримируются под крупные туристские структуры. Единственная цель подобных мистификаций – завлечь неопытного туриста красивыми обещаниями и любым способом добыть Его Величество Заказ.

Вы спросите, как же сможет выполнить этот заказ, например, одинокий пенсионер, прикинувшийся в виртуальном пространстве крупным оператором приема? Все очень просто: выполнять заказ будет, конечно, не он, а тот, кому и положено этим заниматься – вполне реальный туроператор, которому автор сайта-ловушки перенаправит драгоценный заказ. Разумеется, не бескорыстно, а за положенные в таком случае комиссионные.

С поправкой на некоторые национальные особенности, индустрия международного туризма во всем мире устроена одинаково. Она крепко держится на двух ногах, суть которых – outgoing (отправка) и incoming (прием). Специфика работы этих операторов абсолютно разная, зато вместе они способны решить любую задачу. И нет ничего странного в том, что оператору отправки выгоднее заказывать для туристов отели, транспортное и экскурсионное обслуживание не напрямую, а через оператора приема.

Одним из первых туристов, которых мы отправляли в Израиль 15 лет назад, был наш приятель, решивший открыть в Питере магазин по продаже итальянской сантехники.

- Не лучше ли поехать за ней прямо в Италию? - удивились мы.

- В Италии мне, мелкому покупателю, никто не даст хорошей цены, - пояснил наш знакомый, - А в Израиле я знаю одного очень крупного оптовика, имеющего на итальянских заводах свою эксклюзивную цену. У него товар можно взять намного дешевле, чем у производителя.

Этот торговый ликбез потом нам очень пригодился, поскольку в туризме происходит то же самое. Крупный оператор приема, заполняющий в местных отелях целые этажи, имеет у владельцев гостиниц цены, недоступные разовым покупателям. Разумеется, оптовик перепродает номера дороже (бизнес есть бизнес), но даже с учетом этого обстоятельства, размещение для туристов выгоднее заказывать через него.

А уж трансферы и экскурсии – тем более. Ведь управлять водителями и гидами на месте ему значительно удобнее, чем любому зарубежному заказчику. И если возникнут затруднения, которые никогда нельзя полностью исключить, кому, как ни местному оператору удобнее и проще с ними разобраться?


С другой стороны, оператору приема намного удобнее иметь дело со специалистами по отправке, чем с отдельно взятыми туристами, которых он в глаза не видел. Хотя бы потому, что партнер является надежным гарантом оплаты заказанных услуг, а разбираться с иностранными гражданами поодиночке гораздо хлопотнее. Так и работает вместе эта «сладкая парочка» - и на отправке, и на приеме, как единый организм.

Но вернемся к нашим виртуальным интернет-операторам, расставляющим в сети ловушки для привлечения заказов. Так ли они опасны? Какая разница, кто передаст заказ реальному оператору приема?

Разница заключается в юридической защищенности заказчика. Поверив, что имеет дело с крупной турфирмой (именно эту цель преследует сайт скромного ловца заказов), клиент вручает свои кровные людям, которых с ним никакие обязательства не связывают. И если во время путешествия возникнут проблемы, отстаивать свои интересы ему придется самостоятельно, причем в чужой стране, законы которой ему не ведомы.


Мы не хотим называть адреса сайтов-ловушек, чтобы лишний раз не делать им рекламу. Да вы их и сами быстро узнаете по некоторым характерным приметам.

Примета первая. Авторы таких сайтов с той или иной долей убедительности стараются внушить читателям, что обращение к российской фирме ведет только к лишним расходам, удлиняя цепочку посредников. Ни один реальный оператор приема не станет пилить сук, на котором сидит, понимая, насколько важны для него надежные партнеры на стороне отправки.

Примета вторая. Такие сайты, буквально, нашпигованы активными ссылками на другие источники информации. Это и понятно, по причине крайней ограниченности штата (иногда турфирму изображает один-единственный автор сайта), постоянно отслеживать ситуацию просто некому.

Примета третья. Для контактов на сайте предлагается всего один телефонный номер, причем, мобильного аппарата. В Израиле принадлежность номера стационарного телефона к тому или иному региону обозначается двузначным кодом (02, 03 и т.п.), а номера мобильных телефонов начинаются с кода трехзначного (050, 052 и т.п.). Объяснение все то же: у стационарного телефона кто-то должен дежурить, а мобильный всегда в кармане. Если же стационарный телефонный номер все же присутствует на сайте, обязательно присутствует и оговорка: «Оставьте ваш телефон и мы перезвоним». Объяснить вроде бы не логичное стремление израильского «оператора» самостоятельно оплачивать разговор очень просто: в любом случае это дешевле, чем держать у телефона живого сотрудника. Вы когда-нибудь встречали реальную фирму, работающую по такой странной методике?

Примета четвертая. Авторы сайта не любят себя называть, и уж тем более – показывать. Обнаружить какие-либо сведения о работниках «крупной турфирмы» на сайте невозможно.

Пожалуй, хватит. Портрет сайта-перехватчика получился достаточно подробным.

Мы столкнулись в интернете и с другим типом «агит-площадок». Их создают гиды, которые иногда именуют себя на сайтах «виртуальными туроператорами». Надо признать, что гиды ведут себя куда более скромно и крупными фирмами не прикидываются. Просто они утверждают (и стараются убедить в этом публику), что гид – центральная и единственно важная фигура во всем, что связано с путешествиями.

На самом деле, подобно театральному актеру, гид – фигура зависимая. Как правило, гиды не работают в какой-то конкретной фирме, а привлекаются к обслуживанию туристов разными работодателями. На фоне жесткой рыночной конкуренции работы на всех не хватает, вот и пытаются гиды разного уровня вершить свою судьбу самостоятельно.

Для пущей убедительности кто-то пустил по кругу байку о неких «плановых» нормах брака в обслуживании, которые, якобы, существуют у крупных российских операторов отправки. Колеблясь в диапазоне от 0,1% до 10%, цифра эта кочует с одного гидовского сайта на другой, приводя в смятение читателей.

- Хотите попасть в число запланированных неудачников? – сурово вопрошают авторы сайтов, и, не дожидаясь отрицательного ответа, предлагают уже известный рецепт: минуя всех посредников обращаться напрямую к ним, а они уже уладят дело и с гостиницами, и с транспортом, и с прочими надобностями.

Как вы догадались, сценарий развития событий и в этом случае вполне стандартный. Получив заказ, гид переадресует его оператору приема, оставив себе экскурсионную часть и, конечно же, комиссию, честно заработанную на всем остальном.

Спору нет, без интернета сегодня и шагу ступить невозможно. Всемирная паутина не только вооружает нас бесценной информацией, но и таит в себе немало опасностей для доверчивых посетителей. Будьте осторожны!


  • Когда для посещения Израиля требовалось оформление въезд- ных виз, туристы были вынужде- ны обращаться только к реаль- ным туроператорам. Теперь же, когда все формальные препят- ствия убраны, появилась новая порода операторов – виртуаль- ная.



  • В сети стали активно появлять- ся новенькие сайты, авторы ко- торых весьма искусно гримируют- ся под крупные туристские струк- туры. Единственная цель подоб- ных мистификаций – завлечь не опытного туриста красивой об- ложкой и любым способом до- быть Его Величество Заказ.



  • Как и раньше, для исполнения заказ будет передан, кому поло- жено – одному из реальных опе- раторов приема, но поступит он, как, впрочем, и оплата, не от са- мого туриста, а от посредника, которому оператор выплатит по- ложенные в таком случае комис- сионные.



  • Спрашивается, какое дело ту- ристу до всей этой кухни? Глав- ное, чтобы услуги были оказаны, а кто этим занимается – не так уж важно. Согласны, но только до первого сбоя. В туризме, как и вообще в жизни, иногда что-то не получается. Вот виртуальные до- говоренности и отсутствие под- писанного договора могут обер- нуться вполне реальными поте- рями.



  • Сайты, специально созданные для привлечения заказов, обла- дают следующими характерными признаками:

    - авторы, как правило, безымян- ны и, тем более, не оставляют на память свои изображения;

    - для контактов предлагается всего один, обычно, мобильный телефон;

    - система приема заказов по- строена по принципу «оставьте свои данные, вам перезвонят»;

    - сайты, буквально, нашпигованы активными ссылками на другие источники информации;

    - авторы обязательно уговарива- ют доверчивых клиентов не обра- щаться к посредникам в России, что реальные профессионалы никогда себе не позволят.



  • Еще одна разновидность лову- шек – индивидуальные сайты ги- дов, которые по этому случаю называют себя виртуальными операторами. Их создатели уве- ряют, что главное – это найти правильного гида, а он уж поза- ботится обо всем остальном. Суть уловки точно та же – полу- чение заказа, за исполнение ко- торого гид, как физическое лицо, никакой ответственности не не- сет. Будьте осторожны!



  • Возможности Всемирной пау- тины все более полно реа- лизуются в туризме. Но нельзя забывать, что интернет не только вооружает нас бесценной ин- формацией, но и таит в себе немало опасностей для довер- чивых посетителей. Отправлять- ся в неизведанный путь в соп- ровождении знающего маршрут проводника во все времена счи- талось делом более надежным.