Государственная система



Независимое Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с принятым Организацией Объединенных Наций планом разделения Палестины, прежде находившейся под протекторатом Великобритании. C тех пор это событие ежегодно отмечается как главный светский праздник страны – День Независимости.


Столицей государства с первых лет его существования был провозглашен Иерусалим, хотя на Восточную часть города тогда распространялась юрисдикция Иордании. Израильтяне объединили обе части летом 1967 года в результате победоносной Шестидневной войны, итоги которой не признаны мировым сообществом. Многие справочные издания, особенно те, что изданы в эпоху социализма, склонны были не обращать внимания на решение Кнессета и считать столицей Израиля крупнейший мегаполис – Тель-Авив. А резолюция Совета Безопасности ООН № 478 от 20 августа 1980 года предписывала всем государствам-членам ООН вывести из Иерусалима свои дипломатические миссии.


Статус Иерусалима — одна из ключевых проблем в палестино-израильском конфликте. Израильтяне настаивают на том, что Иерусалим является "единой и неделимой" столицей Израиля. Палестинцы же хотят сделать восточную часть города столицей своего будущего государства. До решения этой сложной политической коллизии (а есть ли оно?) вопрос остается открытым. Впрочем, все центральные правительственные учреждения Израиля находятся именно в Иерусалиме.


Территория государства разбита на шесть округов: Центральный, Хайфский, Иерусалимский, Северный, Южный и Тель-Авивский, которые, в свою очередь, делятся на подокруга и естественные регионы.


По форме правления Израиль — парламентская республика. Главу государства – Президента – сроком на 7 лет избирает тайным голосованием однопалатный парламент — Кнессет, являющийся высшим законодательным органом. Президент – фигура представительская, лишенная основных властных полномочий. Он принимает отставки правительства, дает распоряжения о формировании нового кабинета министров, амнистирует осужденных, по рекомендации Кнессета назначает государственного контролера. С 2007 года Президентом страны является один из маститых израильских политических «тяжеловесов» - г-н Шимон Перес.


Израильский парламент – Кнессет – своим названием и числом депутатов повторяет Великое собрание (Кнессет ха-Гдола), которое существовало в Иерусалиме в IV веке до н.э. В состав Кнессета входит 120 депутатов от разных партий. Они избираются по партийным спискам раз в четыре года. Работа Кнессета осуществляется на пленарных заседаниях, открытых для публики и прессы. Туристы тоже могут понаблюдать за жаркими дебатами, а знающие иврит – даже их послушать.


Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, которым, как правило, становится лидер партии, победившей на выборах в Кнессет. Премьер формирует правительство, которое должно получить доверие Кнессета.


Власть в городах осуществляют муниципалитеты, в поселках и деревнях — местные советы, региональные советы руководят группами небольших населенных пунктов.


Назначаемый на пять лет Президентом Государственный контролер не зависит от правительства и подотчетен только Кнессету. Он проверяет работу государственных и правительственных учреждений и органов местного самоуправления, следит за правильностью расходования государственных средств, о чем составляет ежегодные отчеты.


Интересно, что Основного закона (Конституции) Израиль до сих пор не имеет. На практике ее функции исполняет свод разных законов, регламентирующих вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан.




Израиль — светское государство, и в нем законодательно закреплена свобода вероисповедания. Однако влияние иудейской религиозной общины достаточно велико, что позволяет ей регламентировать жизнь во многих районах и городах в соответствии с религиозными традициями, закрепленными в Торе. Государственные праздники и выходные дни в Израиле также установлены согласно этой традиции. Вместе с тем закон охраняет право представителей других конфессий отмечать собственные праздники, на время которых работодатели обязаны предоставлять верующим выходные дни.


Таким образом, туристы в Израиле вынуждены вникать в нормы и обычаи различных религий, чтобы согласовывать с ними свое поведение.


Государственный герб Израиля представляет собой семисвечник (менору), обрамленный двумя оливковыми ветвями (символ мира), исходящими из написанного на иврите названия государства. Золотой семисвечник был одним из главных культовых предметов в иерусалимском Первом Храме времен царя Соломона. Герб утвержден Временным государственным Советом 10 февраля 1949 года.


Государственный флаг Израиля — белое молитвенное покрывало с двумя горизонтальными голубыми полосами и голубой шестиконечной звездой в центре. Утвержден как символ государства 28 октября 1949 года.


В основе государственного гимна лежит стихотворение «Ха-тиква» («Надежда»), написанное Нафтали Герц Имбером в 1876 году. А музыка восходит к итальянской мелодии, известной с XVI века. Позже мелодия кочевала по Испании, Румынии и Украине. Ею же воспользовался Б. Сметана в цикле симфонических поэм «Моя Родина». Выходец из Бессарабии Шмуэль Коэн (1870—1940) соединил стихи и музыку в 1888 году. Песня приобрела огромную популярность и постепенно стала гимном сионистского движения, исполнялась на съездах и конгрессах. В апреле 1918 года, на благотворительном концерте в Народном доме в Петрограде, Ф. И. Шаляпин вместе с другими еврейскими песнями исполнил и «Атикву».


После образования государства «Ха-Тиква» де-факто стала гимном Израиля. Однако официальный статус был закреплён за ней решением Кнессета лишь 10 ноября 2004 года.























Декларация независимости Израиля

(принята на заседании Временного Государственного Совета в городе Тель-Авиве 5 ияра 5708 года
(14 мая 1948 г.).


Ниже мы помещаем фрагменты из текста Декларации в переводе на русский язык.



В 1897 году по призыву Теодора Герцля, провозвестника идеи еврей- ского Государства, собрался первый Сионистский Конгресс, провозгла- сивший право евреев на националь- ное возрождение в своей стране.



Это право было признано в Де- кларации Бальфура от 2 ноября 1917 года и подтверждено мандатом Лиги Наций, тем самым ознаменовав международное признание истори- ческой связи между еврейским наро- дом и Страной Израиля и права ев- рейского народа воссоздать свой на- циональный очаг.



Катастрофа, обрушившаяся не- давно на еврейский народ, в ходе которой были истреблены миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость решения проблемы еврейского народа, лишён- ного родины и независимости, путём восстановления еврейского государ- ства в Эрец-Исраэль, которое распах- нуло бы ворота отечества перед каж- дым евреем и обеспечило бы еврей- скому народу статус равноправной нации в семье народов мира.



29 ноября 1947 года Генераль- ная Ассамблея Организации Объе- диненных Наций приняла резолю- цию о создании еврейского государ- ства в Эрец-Исраэль. Ассамблея воз- ложила на жителей страны обязан- ность самим предпринять все необ- ходимые шаги к осуществлению этой резолюции. Это признание со сторо- ны ООН права еврейского народа на создание своего государства незыб- лемо.



Поэтому собрались мы, члены Народного Совета, представители ев- рейского населения страны и сио- нистского движения, в день окон- чания британского мандата на Эрец- Исраэль, и в силу нашего естествен- ного и исторического права, а также на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН настоящим мы про- возглашаем создание Еврейского Го- сударства в Эрец-Исраэль - Государ- ства Израиль.






Замотанная клубком крас- ная нить, как путеводная нить Ариадны, выведет вас на страницы лучшего из путеводителей по Изра- илю, когда-либо попадавшему к нам в руки (а уж, поверьте, на наших полках собрана изрядная библиотека подоб- ных изданий).

Другой рисунок – раскрытая книга – приведет вас на стра- ницы столь же уникального издания, но совершенно иного толка. Вышед- ший в 2009 году «Путеводитель по стране сионских мудрецов» написан двумя авторами, известными далеко за пределами Израиля.