Эрец-Исраэль до нашей эры (1700 – 37 гг. до н.э.)
Историю Эрец-Исраэль до наступления нашей эры, охватывающую почти семнадцать столетий, можно разбить на шесть периодов. У истока первого из них стоят события, связанные с праведником Авраамом.
        И сказал Бог Аврааму: «Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую я тебе укажу. Великий народ я произведу от тебя, и благославятся в тебе все племена земные».

Период Римского владычества (63 г. до н.э. – 395 г.)
Римский период в истории Эрец-Исраэль начался с побед прославленного римского полководца Помпея, покорившего Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. С этих пор и далее, в течение четырех столетий, эти земли управлялась Римом. Весь период можно разделить на три этапа, в течение которых степень еврейской автономии постепенно уменьшалась.

Византийский период (395 – 638 гг.)
Последним в истории императором, под властью которого находилась вся огромная Римская империя, был Феодосий. Однако находиться в подобном качестве ему пришлось совсем недолго. Он умер в 395 году, и вскоре после его смерти Римская империя фактически перестала существовать, распавшись де-юре на Западную и Восточную. Первая вскоре оказалась уничтожена, а последняя превратилась в средневековое государство — Византию, провинцией которой и стала Палестина.

Период арабского владычества (638 – 1099 гг.)
Ислам – монотеистическая мировая религия, возникшая в VII веке, спустя 1800 лет после принятия евреями Завета у горы Синай и через 600 лет после возникновения христианства. Слово «ислам» буквально переводится как «мир», но имеет несколько значений, например, «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). Людей, которые покорились Аллаху, его приказам и запретам, в исламе называют мусульманами.

Период крестоносцев (1099—1291 гг.)
После завоевания Палестины турками-сельджуками Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. Византийский император Алексей I Комнин в 1094 году обратился к Западу с призывом о помощи.

Период правления мамлюков (1250 – 1516 гг.)
В 1260 году в Эрец-Исраэль вторглись монголы, однако их правление было недолгим. Вскоре они были изгнаны новыми оккупантами – мамлюками. С арабского слово «мамлюк» переводится как «невольник». Мамлюки были воинами-рабами неарабского происхождения, составлявшими гвардию династии Айюбидов.

Период османского владычества (1516 - 1917 гг.)
Еще в конце XIII века турецкий султан Осман I, унаследовавший от своего отца господство над турецкими ордами, положил начало государству, которое со временем превратилось в могущественную исламскую империю. По имени султана его подданные стали называть себя османскими турками, или просто османами.

Период Британского мандата (1918–1948 гг.)
В первые годы Британского мандата Палестина, фактически, оставалась оккупированной Великобританией, поскольку Лига наций продолжала обсуждать условия его вручения. Предполагаемое создание на заселенных в основном арабами-мусульманами землях Палестины «еврейского национального очага» стало причиной столкновения интересов проарабских и просионистских политиков и вызвало горячие споры.

Который час?

Сначала переведем часы, хронически отстающие в Израиле от московских, как будто, специально для того, чтобы продлить удовольствие туристам на один час.


Но, честно говоря, переведя стрелки на один час назад, мы можем только притвориться, что живем с израильтянами в одно и то же время. На самом деле нам надо бы вдобавок отвлечься от привычного Григорианского (солнечного) календаря и вникнуть в некоторые особенности календаря лунного, где год составлен из более коротких месяцев и в сумме содержит на 11 дней меньше нашего. А чтобы религиозные праздники совпадали с соответствующим сезоном, в 7 годах из каждых 19 предусмотрен дополнительный месяц.


К тому же в Израиле летоисчисление ведется от Адама и Евы, и до осени 2011-го на еврейском календаре будет красоваться год 5771-й.


Впрочем, вы вполне можете не обращать внимания на эти фокусы и спокойно продолжать жить в цивилизованном мире вместе со всем деловым Израилем. Однако, существуют даты, имеющие для всех израильтян особое значение. Такие, например, как Рош-ХаШана (Голова Года, т.е. по нашим понятиям – Новый год) и следующий на десятый день за ним ЙомКипур (День Искупления).


В отличие от нашего Нового Года, который принято встречать весело и в хорошей компании ("как встретишь, так и год пройдет"), религиозная традиция призывает евреев в эти дни отрешиться от мирской суеты, обратиться мыслями к Богу и подвергнуть нравственной оценке свои поступки в уходящем году. Считается, что в Йом-Кипур – день 25-часового абсолютного поста – на небесах решаются судьбы людские: кому жить, а кому покидать этот мир. Это следует учитывать тем, кто рассчитывает весело провести в Израиле новогодние каникулы.