Период Римского владычества (63 г. до н.э. – 395 г.)

63 г. до н. э.Завоевание Иудеи римским полководцем Помпеем и введение протектората.
37 – 4 гг. до н.э.Правление царя Ирода Великого.

Римский период в истории Эрец-Исраэль начался с побед прославленного римского полководца Помпея, покорившего Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. С этих пор и далее, в течение четырех столетий, эти земли управлялась Римом. Весь период можно разделить на три этапа, в течение которых степень еврейской автономии постепенно уменьшалась.


На первом этапе прагматичные римляне не спешили сделать эти земли самостоятельной провинцией или присоединять их к своей новой провинции на севере. Они избрали другой путь, допустив в рамках территорий, на которых проживало большинство евреев, существование автономного еврейского государства. Первоначально местная иудейская элита в лице династии Хасмонеев приветствовала новых властителей, считая, что далекие римляне будут меньше вмешиваться во внутренние дела их страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию, самым известным представителем которой стал царь Ирод Великий.


Ирод, коронованный в Риме и получивший корону, можно сказать, благодаря знакомству с будущим римским императором Августом, стал править Иудеей в 37 году до н.э. Это ознаменовало начало второго этапа римского правления – переходного между периодом автономии и периодом прямого римского диктата. Тенденция была очевидна: власть все меньше и меньше принадлежала евреям и все больше переходила к римлянам.


Будучи зависимым царем, Ирод стал олицетворением жестокости и тирании. Несмотря на довольно эффективное управление (он украсил и расширил Второй Храм, восстановил стены Иерусалима, создал новый город-порт Кесарию, построил крепости, театры, стадионы и гавани по всей стране), он оказался не в состоянии создать крепкую династию.



6 г.Начало эпохи правления римских наместников и превращение Иудеи в римскую провинцию.

Спустя 10 лет после смерти Ирода, в 6 году н.э., Палестина стала римской провинцией, названной Иудеей. Так начался третий этап римского периода – этап прямого правления. Наместники римского императора в Иудее сначала именовались префектами, но затем, после смерти императора Агриппы I, их стали называть прокураторами. Римские прокураторы так или иначе контролировали события на подвластных им землях, держали под надзором еврейских священников, то и дело вмешивались в часто вспыхивавшие межнациональные «разборки». Но такое положение дел сохранялось относительно недолго, и уже полвека спустя доверие к прокураторам было подорвано.



26 — 36 гг.Правление Понтия Пилата и распятие Иисуса Христа (предположительно — 33 г.).

Понтий Пилат, несомненно, самый известный римский наместник Иудеи. В литературных источниках его принято называть прокуратором, хотя некоторые исследования дают основания утверждать, что в годы правления Понтия Пилата (26 – 36 гг.) эта должность называлась иначе – префект. Представитель привилегированного римского сословия «всадников», Пилат проводил в Иудее жесткую политику и жестоко подавлял малейшие вспышки недовольства.


Согласно Новому завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого был заинтересован Синедрион во главе с первосвященником Каиафой.



66 — 73 гг.Великое восстание евреев против римлян (Иудейская война).
70 — 73 гг.Разрушение Иерусалима и Второго Храма римлянами. Осада и взятие крепости Массада римлянами.

Иудеи, считавшие своим единственным повелителем Бога, не могли смириться с властью римских язычников. Антиримские настроения особенно усилились после натолкнувшейся на ожесточенное сопротивление попытки Калигулы ввести в Иудее культ римского императора, а также из-за некоторых особенностей управления, вводимого Римом в провинциях.


Непосредственным поводом к восстанию послужило ограбление храмовой сокровищницы прокуратором Флором в 66 году. Возникшие по этому поводу волнения в Иерусалиме были жестоко подавлены римлянами. В городе вспыхнуло восстание, захватившее всю страну. Этот период получил в истории название Иудейской войны.


Трагические события военного противостояния восставших и римских легионеров нашли свое отражение в сочинениях Иосифа Флавия, знавшего о них не понаслышке. Иосеф бен Маттитьяху (истинное имя Иосифа Флавия) выступал на стороне повстанцев и руководил обороной Галилеи весной 67 года. Его попытки остановить продвижение армии римского полководца Веспасиана, на которого император Нерон возложил задачу подавить восстание, закончились неудачей. Войско восставших было разбито, однако сам Иосиф Флавий предпочел сохранить себе жизнь и сдался римлянам. Благодаря этой редкой коллизии, потомки узнали о событиях этого периода во всех подробностях.


К началу 70 года войско Веспасиана установило римский контроль над всей Иудеей, за исключением Иерусалима и крепости Массада. Заканчивать операцию было суждено его сыну Титу, поскольку после смерти Нерона Веспасиан был провозглашен императором и вернулся в Рим. Именно Титу выпал жребий навечно остаться в истории в качестве разрушителя Второго Иерусалимского Храма. Храм был подожжен и сгорел вместе с его защитниками 9-го ава 70 года. В этот же день, но 493 года назад, вавилонянами был разрушен Первый Храм. С тех пор девятый день пятого месяца года по еврейскому календарю навсегда стал днем национального траура.


Однако восстание не было подавлено окончательно после взятия Иерусалима: в руках повстанцев еще оставалось несколько укрепленных пунктов, среди них и крепость Массада, которая в скором времени осталась последним очагом восстания в Иудее. Обороной Массады руководил Эл‘азар бен Яир. В крепости сосредоточилось несколько сот бойцов с семьями, так что общее число осажденных достигло около тысячи человек. Когда защитники Массады поняли, что их положение безнадежно, они по призыву Эл‘азара убили своих жен и детей, а затем друг друга. Крепость перешла в руки римлян в Песах 73 г., и этим событием закончилась история великого антиримского восстания.



132 — 135 гг.Восстание Бар-Кохбы.

Через 59 лет после подавления еврейского восстания попытка освободиться от римского ига повторилась. Толчком к началу военных действий послужило решение римского императора Адриана построить на месте разрушенного Второго храма языческий храм Юпитера и вмешательство римлян в обрядовые дела иудеев. Идейным вдохновителем движения был раввин Бен-Акиба, военным организатором – Симон по прозвищу Бар-Кохба (сын звезды). В ходе восстания повстанцы овладели 50 крепостями, а центром его стал город Бетар. Но силы были не равны, и восстание вновь закончилось неудачей. Десятки тысяч повстанцев погибли, кроме того, значительное количество евреев было изгнано римлянами из страны. Провинция Иудея получила название Сирия Палестина, с тем, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах.



295 г.Раздел Палестины римлянами на три части.
312 г.Признание христианства государственной религией Римской империи.
326 г.Закладка церквей византийской императрицей Еленой на Святой Земле.

Во II и III веках влияние христианской религии усиливалось. Христианские общины превращались в организованные структуры во главе с епископами и пресвитерами. Возрастали связи между разрозненными общинами, которые считали себя членами единой церкви. Особую роль со временем стала играть христианская община столичного Рима, епископы которой получили титул Папы (в переводе с греческого – «отец») и претендовали на главенствующее положение в церкви. Они обосновывали это тем, что, согласно преданию, первым епископом Рима был первый из апостолов – святой Петр.


В 311 году император Константин I Великий издал эдикт о веротерпимости, а год спустя сам принял христианство. Уже при его приемнике Констанции христианство, фактически, стало господствующей религией Римской империи.


По примеру сына обратилась в христианство и мать императора Константина I Елена. В 326 году, увидев вещий сон, Елена, будучи уже в преклонном возрасте, отправилась в паломническую поездку в Иерусалим на поиски священных реликвий. В результате произведенных раскопок были обретены Гроб Господен, Животворящий крест и другие реликвии, связанные с распятием и воскрешением Иисуса.






вернуться к оглавлению раздела


Эрец-Исраэль
под властью римлян