Византийский период (395 – 638 гг.)

395 г.Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Палестина под властью Византии.

B 330 годy римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, переименовав его в Константинополь. Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин хотел создать столицу, изначально и всецело подвластную ему одному. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина христианство было объявлено государственной религией. Константинополь сразу стал столицей христианской империи.

Последним в истории императором, под властью которого находилась вся огромная Римская империя, был Феодосий. Однако находиться в подобном качестве ему пришлось совсем недолго. Он умер в 395 году, и вскоре после его смерти Римская империя фактически перестала существовать, распавшись де-юре на Западную и Восточную. Первая вскоре оказалась уничтожена, а последняя превратилась в средневековое государство — Византию, провинцией которой и стала Палестина.

Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею, и, несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство. Палестинские евреи жили бок-о-бок с самаритянами, греко-сирийцами и небольшой христианской общиной, но постепенно приток христиан в эти земли стал возрастать.

Соответственно, государство поддерживало христианизацию империи. Его отношение к евреям, основанное на римском законодательстве, всегда было двойственным. К иудаизму государство относилось терпимо, но, в то же время, евреев, фактически, сделали мишенью дискриминационных законов, чтобы стимулировать их принимать христианство.


    614 г.                    Вторжение персов в Палестину и еврейское восстание.


    628 г.                    Возврат Палестины под власть Византии.


Однако, именно при поддержке палестинских евреев, не довольных притеснениями, персидские войска отвоевали эти земли у Византии, присоединив их к империи Сасанидов в 614 году. Как обычно, правление новых захватчиков ознаменовалось гонениями, но на сей раз пострадали православные христиане, в которых персы видели «пятую колонну» Византии — их церкви были разорены, многие репрессированы. Еврейское же влияние в регионе усилилось, но ненадолго — в 629 году византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим, и Палестина снова стала провинцией Византии.

Первые десятилетия седьмого века нашей эры ознаменовали, пожалуй, одни из самых ярких периодов истории Израиля. В течение 24 лет, с 614 по 638 г., израильская земля переходила к разным владельцам целых три раза. Четырехвековой конфликт между Персией и Римом должен был, наконец, закончиться. Обе эти державы поочередно одерживали крупные победы и несли значительные потери. Ослабев в ходе изнурительной войны, они тем самым дали возможность третьей державе вступить на политическую арену мировой истории. Такой державой стало исламское государство, которое сумело вытеснить из региона обе воюющие стороны.


    622 г.                     Зарождение ислама.


Ислам – монотеистическая мировая религия, возникшая в VII веке, спустя 1800 лет после принятия евреями Завета у горы Синай и через 600 лет после возникновения христианства. Слово «ислам» буквально переводится как «мир», но имеет несколько значений, например, «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). Людей, которые покорились Аллаху, его приказам и запретам, в исламе называют мусульманами.

Священная книга мусульман называется Коран, что можно перевести с арабского как «назидание». Мусульмане верят, что Коран – это Божественное руководство для человечества, которое отменило законы, провозглашенные предыдущими священными писаниями, и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство. Мусульмане считают Коран, переданный Аллахом пророку Муххамаду и записанный подвижниками с его слов, кульминацией Божественных посланий, адресованных предыдущим пророкам, в том числе Аврааму, Моисею, Иисусу.

    С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Последним посланником в среде пророков является Мухаммад, принесший человечеству Божью волю в очищенном и первозданном виде.




вернуться к оглавлению раздела

Эрец-Исраэль
в составе Византийской
империи