Период арабского владычества (638 – 1099 гг.)

630 – 640 гг.                     Завоевание Палестины арабами-мусульманами.



Мухаммад стал духовным, политическим и военным лидером, сплотившим разрозненные племена арабских язычников на территории Аравии в единый народ. Завоевав Аравию, включая Йемен, арабы превратились в грозную военную силу. После смерти Муххамада в 632 году завоевательные войны продолжил его приемник халиф Абу-Бакар, который в 634 году вторгся в Палестину и захватил византийскую крепость Босра на западном берегу реки Иордан.


Местное еврейское население оказывало арабам горячую поддержку, воспринимая их как освободителей от византийского гнета. Поэтому в рядах арабских отрядов всегда было значительное число иудеев, прекрасно знавших страну и местные условия. После разгрома 40-тысячной армии противника у реки Ярмук в 638 году арабам удалось полностью вытеснить византийцев из Палестины, а спустя два года осады, патриарх Софроний передал ключи от Иерусалима преемнику Абу-Бакара халифу Омару.


Халиф был веротерпим, и потому при нем и при его наследниках жизнь на захваченных территориях проистекала достаточно мирно. Иерусалим украсился деревянной мечетью, возведенной на Храмовой горе, откуда, согласно легенде, пророк Мухаммад вознесся на небо, ночью переместившись из Мекки. Позже здесь, на горе Мориа, на месте разрушенного еврейского Храма, от которого осталась лишь западная подпорная стена (Стена Плача), возник архитектурный комплекс, состоящий из двух мечетей, которые часто создают путаницу в путеводителях.


Скромная мечеть Аль-Акса с серым куполом, сооруженная на месте, где согласно преданию пророк Мухаммад совершил молитву со всеми предшествующими пророками, является третьей святыней ислама после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Несмотря на это, она часто оказывается в тени соседней мечети Кубат ас-Сахра (Купол над Скалой), огромный позолоченный купол которой доминирует в панораме города. Внутри мечети находится выступ скалы, с которого по преданию пророк Мухаммад совершил вознесение, что и дало название всему монументальному сооружению. Часто мечеть Купол над Скалой ошибочно называют в честь основателя «мечетью Омара», хотя по праву это название надо отнести к мечети Аль-Акса.



661 – 750 гг.                     Правление династии Омейядов.



750 – 969 гг.                     Правление династии Аббасидов.



969 – 1070 гг.                   Правление династии Фатимидов.



Все прежние завоеватели, оккупировавшие территорию Палестины, в основном, преследовали экономические и политические цели. У арабов же была еще одна, возможно, главная цель – распространение ислама в соответствии с миссией, возложенной на них Аллахом. Под влиянием ислама некогда «эллинизированное» население Эрец-Исраэль принудительно «арабизируется». В результате не прекращающейся борьбы за власть, бразды правления в Арабском халифате переходят к представителям различных династий – Омейядов, Аббасидов, Фатимидов, однако положение противящихся исламу евреев и христиан в Палестине становится все хуже и хуже.



1070 – 1099 гг.                     Завоевание Палестины турками-сельджуками.



Череда войн за земли, в состав которых входила Палестина, между фатимидами и турками-сельджуками – тюркскими кочевыми племенами, пришедшими из Средней Азии – окончательно подорвала экономику страны. К тому же в 1075 году весь регион поразила жестокая засуха.


Первоначально местное население с сочувствием относилось к власти сельджуков, но тяжелые обстоятельства и жестокость захватчиков, сравнявших с землей многочисленные города и деревни между Антиохией и Иерусалимом, разрушавших жилища, храмы и кладбища, привели к мятежам 1078 года, переросшим в народные восстания. Выступления были подавлены, и многим христианам и евреям пришлось искать пристанище подальше от родных мест. Существовавшая до этого времени еврейская община Иерусалима перебралась в египетский Тир, а общины в Ашкелоне, Кейсарии и Рамле влачили жалкое существование…




вернуться к оглавлению раздела

Эрец-Исраэль
в составе Арабского
халифата