Период крестоносцев (1099—1291 гг.)

1099 г.Завоевание Палестины во время Первого крестового похода.

После завоевания Палестины турками-сельджуками Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. Византийский император Алексей I Комнин в 1094 году обратился к Западу с призывом о помощи. Его идею освобождения от неверных (на этот раз в роли «неверных» оказались мусульмане) Иерусалима и Гроба Господня поддержал Папа Римский Урбан II, зажигательная проповедь которого взволновала христианский мир и наполнила его религиозным рвением. Следующие полтора века стали эпохой вооруженного паломничества европейцев в Палестину с целью освобождения Святой Земли, получившего название крестовых походов. Отправляясь в Палестину, их участники нашивали на одежды красные кресты, за что и получили название «крестоносцы».

    К XII веку в Европе сложилась благоприятная обстановка для организации крестовых походов. Они воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада и предоставляли возможность направить агрессивную энергию недовольных своим экономическим положением граждан в русло справедливой войны за высокие христианские идеалы. Энтузиазм подогревало и укреплявшееся в массовом сознании представление о несметных богатствах Востока. Жажда завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ в сочетании с потребностью в религиозном подвиге, обеспечивающем искупление грехов, нашла в крестовых походах свое идеальное воплощение.

    Летом 1096 года европейские рыцари отправились в Первый крестовый поход. В нем приняли участие добровольцы из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из различных областей Франции, из южной Италии. Переправившись из Константинополя в Малую Азию, весной 1099 года войско крестоносцев подошло к Иерусалиму, к тому времени перешедшему из рук сельджуков под власть египетского султана, и к середине лета взяли его штурмом, истребив все нехристианское население.

    Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня». Позже на территории Палестины возникли еще три государства крестоносцев, которые являясь вассальными по отношению к Иерусалимскому королевству, практически, были совершенно независимы.



1099— 1187 гг.Правление королей-крестоносцев в Иерусалиме. Образование рыцарских орденов.

Превратив Иерусалим в столицу своего королевства, крестоносцы всячески способствовали развитию города. Они привлекали в Иерусалим христианское население из других областей, понизили налоги, сосредоточили в столице правительственные и церковные учреждения. Благодаря этим усилиям в середине XII века начался расцвет Иерусалима: на том месте, где когда-то находился дворец Ирода, были построены королевский и патриарший дворцы, а поблизости - монастыри и гостиницы для рыцарей различных орденов.

В период первых крестовых походов в крестоносных государствах стали возникать особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры). Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися Папе Римскому.


В 1107 году возник орден госпитальеров (в последствии - Мальтийский орден), члены которого носили красные плащи с белым крестом. Название ордена к медицинским учреждениям, коими мы привыкли считать госпитали, отношения не имеет. Латинское слово "gospital" переводится, как "гость". Можно сказать, что Госпиталь того времени - это гостиница или приют, где путник может получить весь комплекс услуг, в которых он нуждается.

Через несколько лет группа рыцарей основала еще одно братство для защиты паломников от мусульман. Церковный собор в Наблусе признал новое братство в качестве религиозного ордена, а король Иерусалима Болдуин II отдал им помещения мечети Аль-Акса, переименованной в «Храм Соломона». С тех пор рыцари нового ордена называются тамплиерами (храмовниками) и облачаются в белые плащи с красным крестом.

А в конце XII века возник Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии), в задачи которого входила защита немецких рыцарей, лечение больных и борьба с врагами католической церкви. Отличительным признаком тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.



1147г.Второй крестовый поход в Палестину.
1187г.Победа мусульманского полководца Саладина (Салах-ад-Дин) над крестоносцами в битве у Карней-Хиттима.

Второй крестовый поход по призыву Папы Евгения III возглавил французский король Людовик VII и германский император Конрад III. В марте 1148 года немецкие и французские войска прибыли в Палестину. Однако кампания закончилась полным провалом, и уже через полгода крестоносцы вернулись в Европу.

В 1176 году новый египетский султан Салах ад-Дин (Саладин) подчинил Сирию, и крестоносцы оказались в кольце его владений. В 1187 году один из крупнейших феодалов Иерусалимского королевства Рено Шатийонский захватил караван с сестрой Салах ад-Дина, что спровоцировало нападение султана на крестоносные государства. Египтяне нанесли рыцарям ряд серьезных поражений и выбили их из Иерусалима.



1188 – 1192 гг.Третий крестовый поход в Палестину (Ричард Львиное Сердце).
1193 – 1221 гг.Четвертый и Пятый крестовые походы в Палестину.
1228 – 1229 гг.Шестой крестовый поход в Палестину.
1239 г.Седьмой крестовый поход в Палестину.
1244 г.Монголо-татарское нашествие на Палестину.
1250 г.Восьмой крестовый поход в Палестину.

После падения Иерусалима в Европе был спешно организован Третий крестовый поход. В июле 1190 года армии германского императора Фридриха Барбароссы, французского короля Филиппа II и английского короля Ричарда Львиное Сердце захватили Акру (Акко). Однако вскоре в войсках крестоносцев начались раздоры, и амбициозные планы по возвращению всех утраченных земель рухнули. Таким образом, Иерусалимское королевство было восстановлено без Иерусалима, который по договору с Саладином надолго остался мусульманским.

Серия последующих крестовых походов не принесла европейцам значимых военных успехов. Во время Шестого похода им удалось еще на 15 лет вернуть себе контроль над Иерусалимом, но в целом крестоносцы не сумели закрепиться в Палестине. Их последним оплотом была Акра, оставленная в 1291 году.







вернуться к оглавлению раздела


Эрец-Исраэль
под властью крестоносцев