Период османского владычества (1516 - 1917 гг.)

1516–1517 гг.Завоевание Палестины турками-османами.

Еще в конце XIII века турецкий султан Осман I, унаследовавший от своего отца господство над турецкими ордами, положил начало государству, которое со временем превратилось в могущественную исламскую империю. По имени султана его подданные стали называть себя османскими турками, или просто османами. В 1453 году они завоевали Константинополь, положив конец тысячелетней истории Византии. А в 1517 году османы вторглись в Палестину, разгромили мамлюков и на долгие 400 лет установили в Эрец-Исраэль свое господство. Страна стала провинцией огромной Османской (Оттоманской, как ее называли европейцы) империи, в состав которой тогда входила значительная часть юго-восточной Европы, вся Малая Азия, Ближний Восток, Египет и Северная Африка.



1530–1650 гг.Прибытие в Палестину знаменитых каббалистов Испании. Расцвет талмудической мысли, еврейской мистики (Каббалы) в Цфате.

Ни мусульмане, ни христиане не считали Цфат своим священным городом, не предъявляли на него особенных притязаний и потому не препятствовали евреям селиться в нем. По этой причине со временем Цфат стал самым многолюдным и оживленным еврейским городом в Эрец-Исраэль.

Замечательным явлением расцвета еврейской культуры в Цфате стало творчество великого законоучителя раби Йосефа Каро (1488 – 1575 гг.) и раби Ицхака Лурия Ашкенази (1534 – 1572 гг.), признанного величайшим из еврейских каббалистов. В Цфате до настоящего времени сохранились и открыты для посещения две синагоги, в которых проповедовал Ицхак Лурия.


1700–1800 гг. Упадок Оттоманской империи; произвол турок в Палестине.
1799 г. Вторжение Наполеона в Палестину.

В XVII и, особенно в XVIII веке Османская империя находилась в состоянии упадка и глубочайшего внутреннего кризиса. Слабость Османской империи создавала боагоприятную обстановку для проникновения на подконтрольные османам земли иностранных колонизаторов. В начале 1799 года в Палестину вторглись армии Наполеона Бонапарта. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффо, однако при попытке взять Акко «маленький генерал» потерпел неудачу и под ударами пришедших на помощь туркам англичан был вынужден отступить.


1831–1840 гг. Завоевание Палестины египетским правителем Мухаммадом-Али и его сыном.
1841 г.Возвращение турецкой власти, начало периода реформ в Османской империи.

В начале XIX века турецким наместником (пашой) Египта стал Мухаммад-Али, основатель династии, правившей до 1952 года. В 1811 году он окончательно подавил мамлюков и стал полновластным правителем Египта, лишь формально признавая сюзеренитет турецкого султана. Через 20 лет Муххамад-Али повел против султана войну и присоединил к своим владениям Палестину, Сирию и Ливан.

Египтяне разрешили европейским государствам и США открыть в Иерусалиме свои консульства (прежде их можно было размещать только в Акко, Хайфе, Яффо и в Рамле), начали проводить исследования в области библейской географии и археологии. Однако правили египтяне в Эрец-Исраэль недолго: в 1841 году турецкая власть в Палестине была восстановлена.



1855 г.Закладка первого еврейского квартала вне стен Старого города в Иерусалиме.

Упадок еврейской общины в Галилее, возникший после землетрясения 1837 года, почти совершенно разрушившего еврейскую часть Сафеда (Цфата), привел к тому, что с начала сороковых годов XIX века важнейшим еврейским центром вновь стал Иерусалим.

К концу XVIII века в Иерусалиме насчитывалось всего около 5000 евреев, а к середине XIX века еврейская община города стала самой многочисленной в стране. Открылся первый банк, была построена первая больница, начали выходить еврейские газеты. Рамки Старого города не могли вместить всех жителей, и тогда началось строительство жилых кварталов вне городских стен. В течение всего этого периода в стране продолжался рост еврейского населения, которое к началу 80-х годов XIX века насчитывало 24000 человек, 15000 из которых проживали в Иерусалиме.


1882 – 1903 гг.Первая алия и создание сельскохозяйственных поселений.

Еврейская иммиграция в Палестину на иврите называется «алия» («восхождение»). Первая алия в 1882 году, вызванная бегством евреев от погромов в Восточной Европе, состояла из тех, кто видел в своем переселении в Палестину путь к национальному возрождению народа.

Часть еврейской молодежи Палестины увлеклась идеей земледельческого труда, основав два первых еврейских сельскохозяйственных поселения "Петах-Тиква", к северу от Яффы, и "Гей-Они" в Галилее. Однако вследствие различных трудностей первые поселенцы были вынуждены их покинуть. В дальнейшем развитие сельскохозяйственных поселений было тесно связано с еврейской иммиграцией в Палестину.



1897 г.Основание Всемирной Сионистской организации.

Еврейское национальное движение, имеющее целью объединение народа на его исторической родине – в Эрец-Исраэль, получило свое название (сионизм) от горы Сион в Иерусалиме. В священных книгах слово Сион (Цион), что на иврите означает «солнечный», употребляется в двух значениях: географическом и символическом. Первоначально так называлась гора в юго-западной части Иерусалима, на которой стояла крепость иеуссеев. Ею овладел царь Давид и, покинув Хеврон, сделал своей резиденцией. Гора Сион стала главным оплотом новой столицы. Здесь был построен царский дворец, здесь впоследствии великий пророк и царь был похоронен. По мере возвышения Иерусалима, как святого града, название Сион все чаще стало применяться к самому городу.


1904–1914 гг.Вторая алия. Начало киббуцного движения.

За период Второй алии (1904 – 1914 гг.) в Палестину переселилось около 40000 евреев из Восточной Европы (ашкеназов). Эмиграция была вызвана серией еврейских погромов на территории Российской империи, наиболее известным из которых был Кишиневский погром 1903 года. Большинство переселенцев Второй алии были ортодоксальными евреями. В то же время, многие были увлечены социалистическими идеями, создав в Палестине политические партии и рабочие организации. Они основали в 1909 году первый киббуц – Дганию, положивший начало всему киббуцному движению. С началом Первой мировой войны алия, практически, прекратилась.



1916 г.Подписание соглашения о распространении французского Влияния на Сирию и Ливан, а британского – на Палестину.
1917 г.Принятие Декларации Бальфура о создании еврейского национального очага в пределах Эрец-Исраэль.
1917–1918 гг.Освобождение Палестины англичанами от турок.

Во время Первой мировой войны министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».

В результате Первой мировой войны Османская империя прекратила свое существование. Франция распространила влияние на Сирию и Ливан, а Британская империя - на Ирак и Палестину. Оставшиеся территории составили современную Турцию. На мирной конференции в Париже в 1919 году было принято решение, что земли, на которых сегодня располагаются Израиль (включая Палестинскую автономию), Иордания и северо-западная часть Саудовской Аравии, называемые Палестиной, переходят под управление Великобритании в качестве подмандатной территории Лиги Наций. Целью мандата было провозглашено исполнение Декларации Бальфура и создание в Палестине «еврейского национального очага». Три года спустя Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной.







вернуться к оглавлению раздела



Эрец-Исраэль
в составе Оттоманской империи