Иерусалим




Израильтянин не скажет «я пришел» или «я приехал» в Иерусалим. На иврите он обязательно употребит глагол «взойти, подняться». И вовсе не потому, что столица страны взобралась на 800-метровую высоту над равниной.


«Над твердью голубой есть город золотой» – это о нем, о вечном и святом Иерусалиме так точно сказал поэт Алексей Хвостенко. Миллионы людей на протяжении трех тысячелетий обращали помыслы к этому городу и, вглядываясь в небесную синеву, пытались различить там, за облаками, в золотом ореоле заходящего солнца его строгие белокаменные черты.


Иудеи в черных одеждах, спешащие в синагоги, перезвон колоколов в христианских храмах, протяжный клич муэдзина, призывающего правоверных к молитве, и толпы горожан, спешащих по своим повседневным делам – как удивительно все это переплетается в совсем небольшом, по меркам современных мегаполисов, городе, энергетическая аура которого не знает себе равных в мире.


Возможно, так происходит потому, что, как считают еврейские мудрецы, Иерусалим и является центром всего мира. Это предопределено Создателем, заложившим Краеугольный камень именно на горе Мория, там, куда затем приходил патриарх Авраам, чтобы принести в жертву своего сына Исаака, где некогда находился еврейский Храм, а ныне стоят мечети.


Первые 1000 лет своего существования расположенный на краю Иудейской пустыни город ничем особым не выделялся на фоне куда более значимых городов Ханаана, таких как Мегиддо, Иерихон или Ашкелон. Все изменилось немногим более 3000 лет назад (круглая дата отмечалась в 1996 году), когда завоевавший Иерусалим еврейский царь Давид сделал его столицей своего государства. А когда волею царя сюда была перенесена и главная еврейская святыня – Ковчег Завета, который позднее уже сын Давида – Соломон – поместил в Святая святых построенного на горе Мориа Первого Иерусалимского Храма, город навеки стал духовным центром иудеев, символом единения Бога с Его народом и с Его землей.


Со временем священная гора Мориа, гора Краеугольного камня, на котором некогда разыгрывалась великая драма веры, как, впрочем, и другие камни Иерусалима стали священными, не только для иудеев, но и для последователей двух более молодых религий - христианства и ислама. Для христиан город, навеки связанный с именем Иисуса Христа, с историей его мученического подвига и воскрешения – главное место поклонения. Для мусульман Иерусалим – третье по значению (после Мекки и Медины) место паломничества. Ведь, согласно учению, именно с Храмовой горы (она же гора Мориа) вознесся к Аллаху пророк Мухаммед.


Вместе с тем, особый интерес к Иерусалиму со стороны различных культур и народов роковым образом сказался на его истории: город захватывался более восьмидесяти раз, неоднократно разрушался почти до основания и вновь возрождался из руин, иногда полностью меняя свой облик, но не теряя своей красоты. В Талмуде сказано, что из десяти мер красоты, существующих на земле, девять взяты в Иерусалиме, и лишь одну дал весь остальной мир.




Драматическая история Иерусалима нашла свое отражение и в многочисленных наименованиях города. Это единственный город в мире, у которого есть семьдесят названий, ровно столько, сколько имен существует для Бога в иудейском каноне. Древнее название города – Ирушалем – восходит к имени семитского божества Шалем, бывшего, вероятно, его покровителем. От него и происходит еврейское название Иерушалаим, перешедшее во многие языки мира. В культурных традициях различных народов это название имеет самые разные толкования. Так, его часто связывают с ивритским словом «шалом» – «мир» (Ир шалом – город мира), а греческое название – Иеросолима - ассоциируется со святостью города (от греческого «иерос» – «святой»).


В Библии, Талмуде, литургической литературе можно встретить множество других названий: Город Давида, Святой город, Град Божий, Град справедливости и т.д. Римский император Адриан присвоил Иерусалиму латинское название Элия Капитолина, а после арабского завоевания в мусульманских источниках город стал именоваться Мадинат Байт аль-Макдис (Город Храма). Позднее возникло другое арабское название – Эль-Кудс («святой»), принятое у арабов и сегодня.


Иерусалим – не самый древний город на Земном шаре. И стоял он в стороне от главных торговых путей, и воды в нем всегда было мало, и холм, на котором он вырос, был не самым благоприятным местом для защиты, и земель, пригодных к обработке, было немного. А недра и вовсе были скудны. И при всем при этом во все времена человечество проявляло к этому городу наивысший интерес. Камни Иерусалима пропитаны кровью жертвенных животных, принесенных на алтарь Иерусалимского Храма. На этих камнях пролилась кровь Иисуса Христа и первых мучеников. На этих камнях не раз текла кровь защитников города, смешиваясь с кровью захватчиков. Борьба за Иерусалим, которая началась тридцать веков назад, продолжается и по сей день.


По сей день не определен международный статус израильской столицы (подробнее об этом в разделе Политическая ситуация). По сей день мы стараемся не размещать туристов в отелях, находящихся в Восточной части города. И хотя никаких серьезных эксцессов с участием туристов на нашей памяти не случалось, как говорится, береженого Бог бережет. Тем более, что в Иерусалиме это делать особенно удобно: в шутку говорят, что со Всевышним здесь установлена местная связь.


Иерусалим – крупнейший город Израиля. Здесь проживают 770000 жителей, две трети из которых – иудеи, а одна треть – мусульмане. Несмотря на огромное значение, которое имеет город в христианском мире, среди жителей христиан не более 2%, паломников со всего света – больше в разы.


Составляя маршруты путешествий по Израилю для своих клиентов, мы всегда советуем им не довольствоваться однодневной экскурсией, а провести в Иерусалиме хотя бы одну ночь. В энергетическом поле этого неповторимого города надо прожить хоть малую частицу своей жизни. Ведь врачевание души не менее важно, чем врачевание тела, которому принято уделять куда больше времени. Многие наши знакомые, поселившиеся в Иерусалиме, вдруг начинали рисовать или сочинять музыку, их творческий потенциал неожиданно раскрывался, обнаруживая новые грани.


К тому же, климат Иерусалима во многом отличается от климата «остального Израиля», и больше подходит для нас, северян. Здесь легче дышится в жаркую пору, вечерами зной сменяется приятной прохладой, а зимой иногда выпадает снег.






Не бойтесь полицейских

Те, кто хоть раз бывал в Иерусалиме и заглядывал в Старый город, хорошо представляют себе эту картину: толпы туристов, толчея, многоголосье разноязычных гидов, призывные выкрики торговцев, одним словом – восточный базар во всей своей красе. Туристы, попавшие сюда впервые, стараются не отходить от гидов – не дай Бог потеряться в этом людском водовороте. К тому же, как и в любом городе мира, подобная обстановка – рай для карманников. Увы. Мы где-то уже говорили, что на Святой земле обитают не только святые, здесь самое место еще раз об этом вспомнить.


С недавних пор, все гости города, кому так или иначе приходится искать помощь или защиту в непредвиденных обстоятельствах, могут смело обращаться к представителям специального подразделения – туристской полиции. Работают в ней обычно опытные сотрудники, знающие несколько языков (английский и русский – обязательно). Их экипировка позволяет не только помочь отставшему от группы туристу найти своих, но и оказать вооруженное сопротивление террористам. К счастью, такие казусы пока не встречались в практике спецподразделения.


Так что, если у вас возникнут какие-либо затруднения в Иерусалиме, смело обращайтесь к туристским полицейским, которые дежурят в самых оживленных местах города. Они обязаны прийти вам на помощь, и, надо отметить, всегда делают это не формально. Телефон туристской полиции Иерусалима – 02-5391254.