Тверия




Подобно Хайфе, Тверия чаще всего остается лишь транзитным пунктом в однодневных экскурсионных маршрутах по Галилее. И это сходство – единственное, поскольку, в отличие от Хайфы, Тверия – город типично курортный. Расположенная на западном берегу озера Кинерет, которое часто называют Галилейским морем, Тверия имеет отрицательную высотную характеристику (на 200 метров ниже уровня мирового океана), что находит свое отражение в климатических особенностях этой курортной зоны. Зима здесь мягкая с умеренной температурой воды в озере, а лето сухое и жаркое, что создает возможности для купания и занятий водными видами спорта, практически, круглый год.

Но особое внимание к городу привлекают целебные источники, на базе которых вот уже более полувека функционирует бальнеологический курортный комплекс Хамей Тверия. Семнадцать источников бьют из глубины 2000 метров, доставляя на поверхность горячую (температура от 60 до 65 градусов) минеральную воду, богатую солями и обладающую целебными свойствами. Здесь излечиваются разные формы ревматизма, кожные и нервные заболевания, болезни верхних дыхательных путей. Израильтяне давно уже привыкли рассматривать Тверию в качестве места, где полезно и престижно проводить отпуск. В этом смысле северный курорт составляет серьезную конкуренцию Мертвому морю. На базе местных отелей работают здравницы, путевки в которые распространяются через органы социальной опеки. Как и положено популярному курорту, Тверия обзавелась достаточным количеством хороших отелей, расположенных как в непосредственной близости от Киннерета, так и в городских кварталах, находящихся на горных склонах (разница в высоте различных уровней городской застройки может достигать 400 метров).


Туристы, делающие в Тверии обязательную остановку, с удивлением узнают, что этот на вид вполне современный курортный город с населением около 40 тысяч человек, занятых, главным образом, обслуживанием отдыхающих, имеет древнюю и богатую событиями историю. А, кроме того, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом, является одним из четырех святых для иудеев городов страны.


Город, названный в честь римского императора Тиберия (прежнее название – Тивериада), был основан в первых годах нашей эры Иродом Антипой (сыном Ирода Великого) на месте древнего города Ракката, упоминание о котором можно найти в Библии. Город был выстроен для охраны караванного пути из Вавилона в Египет, а также рыбных промыслов и сельскохозяйственных угодий.


С первых же лет существования Тверия стала торговым и промышленным центром, славившимся своими изделиями из стекла, глины, дерева и шерсти. А после разрушения Иерусалима и Второго Храма сюда переселился Синедрион – высшее национальное религиозное и судебное учреждение. В конце II века в Тверию прибыла из Вавилона целая плеяда знаменитых раввинов во главе с рабби Хией Великим, родоначальником династии выдающихся талмудистов, и город стал центром изучения Торы. Здесь был написан первый из двух Талмудов – Иерусалимский. В те времена Тверия имела прямые связи с еврейскими общинами Африки, Испании и Греции.


Подробнее с историей города, не раз возрождавшегося после разрушений, можно ознакомиться, обратившись к путеводителям, постоянно сопровождающим страницы нашего сайта (для этого достаточно кликнуть на «клубок» или «книгу» в конце этой статьи). Иногда обе эти пиктограммы располагаются рядом. Таким образом, мы предоставляем читателю возможность взглянуть на город и его историю глазами столь не похожих друг на друга авторов.


Заметим лишь, что, будучи одной из главных иудейской святыней, Тверия прекрасно вписывается в туристские маршруты, связанные с христианской тематикой. Здесь, например, в месте, где река Иордан вытекает из озера, находится Ярденит – традиционное место крещения, куда для совершения обряда съезжаются христиане со всего мира.




Святая, да не совсем

Паломники и туристы часто увозят с собой на память воду из реки Иордан, набранную в Ярдените. Вода в этом районе, действительно, чище, чем в других местах Иордана, но тем не менее это обычная речная вода в месте массовых купаний людей. Ее можно оставить дома, как реликвию, использовать для окропления квартиры. Но пить, как пьют святую воду из Храма, ее, конечно, не следует.