Хайфа




Благодаря многолетним героическим усилиям городского департамента туризма, Хайфа, гордо именуемая северной столицей Израиля, постепенно становится в один ряд с традиционными туристскими центрами. Крупнейший порт, третий по величине город страны, население которого перевалило за четверть миллиона, всегда являлся обязательным пунктом в маршрутах по израильскому Северу, но часто, увы, только транзитным. А все благодаря укоренившемуся у большинства туристов представлению о том, как должен выглядеть южной приморский город. Представлению, которому Хайфа совершенно не соответствует.


Как мы обычно представляем себе город у моря? Пляжи, заполненные ничем не озабоченной публикой, отели, в которых эта публика проживает, увеселительные заведения, где эта публика развлекается, одним словом – курорт. Оказавшись в Хайфе, мы ничего подобного не наблюдаем. Прибрежная линия в основном занята промышленной застройкой. Город карабкается от нее вверх по склонам горы Кармель (в реальности это не гора, а целый горный хребет, протянувшийся на 25 километров и достигающий в высоту 546 метров над уровнем моря), причем, чем дальше от моря, тем место престижнее, а недвижимость дороже.


Так происходит потому, что Хайфа, в первую очередь, приспособлена не для отдыха, а для работы. В Израиле говорят: Иерусалим молится, Тель-Авив развлекается, а Хайфа – работает.


Действительно, Хайфа – город-труженик. Даже в шаббат, когда вся страна замирает, здесь продолжает функционировать общественный транспорт, открыты магазины и предприятия сферы обслуживания - статус международного порта диктует свои правила и свой жизненный ритм.


Хайфа сравнительно молода для приморских городов Израиля. Долгое время она находилась в тени своего ближайшего соседа, расположенного на другом берегу залива - куда более древнего средиземноморского порта Акко. Расцвет города пришелся на эпоху крестоносцев (XI век), но длился недолго. В XIII веке Хайфа была разрушена мамлюками (невольниками тюркского и черкесского происхождения, составлявшими гвардию египетских султанов) и восстановлена турками только спустя пять столетий.


В начале ХХ века Хайфа представляла собой маленький городок с населением в 10 тысяч человек. Толчок к развитию города произошел в период британского мандата, когда портовые возможности Акко уже не соответствовали все возрастающим потребностям флота. Строительство хайфского порта началась в 1929 году, и было завершено в 1933. А с учетом активного развития железных дорог Хайфа превратилась в крупный транспортный узел на севере Палестины.


После обретения Израилем независимости положение Хайфы вновь изменилось. Оставаясь крупным промышленным центром и главным портом страны, город обрел новый статус – центра культурного и научного. Помимо существовавшего с 1924 года Политехнического института (Техниона) здесь открылся и ныне знаменитый хайфский Университет, заработали музеи и театр.





Туристу в Хайфе потребуется немало сил и времени, чтобы осмотреть все ее достопримечательности. Это и пещера Илии-пророка на горе Кармель, и монастырь ордена кармелитов, и знаменитый Бахайский Храм с его роскошными персидскими садами. Ведь Израиль – Святая Земля не только для представителей трех древних религий, но и центр совсем молодого религиозного учения - бахаизма, основанного в Персии в ХIХ веке. С точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь, призывает к братству религий.


У бехаистов нет церковной иерархии, священников и специальных религиозных служителей. Нет у них и сект. Они не принимают пожертвований от иноверцев. У них свой календарь: год делится на 19 месяцев по 19 дней в каждом (19 – сумма числового значения букв арабского слова «уахид» – единый). Сегодня их религия распространена более чем в 180 странах мира, литература переводится на множество языков, и число верующих превышает пять миллионов.


У подножья храмового комплекса Бахаев расположен старейший городской квартал Хайфы – так называемая, «немецкая деревня», построенная немцами-колонистами в конце ХIХ века и восстановленная в наши дни. Сегодня этот красивейший район стал и туристским центром города.


Зеленые ступенчатые склоны горы Кармель, широкая долина у ее подножья, бирюза Средиземного моря и синева израильского неба придают Хайфе неповторимое очарование. Фуникулер связывает набережную и пляжи с жилыми районами на склонах горы, с древних времен покрытой садами и виноградниками (в переводе Кармель означает «виноградник Божий»).




Миролюбивые
мусульмане

В 1939 году в деревушку Кабабир, впоследствии ставшей частью современной Хайфы, из Индии каким-то образом занесло посланника секты ахмедие – течения в исламе, проповедующего полный отказ от насилия, мирное распространение религии и заимствование принципов иудаизма и христианства. Cегодня секта насчитывает 1500 приверженцев течения ахмедие. В 1989 году в честь столетия со дня основания секты была построена красавица-мечеть Ахмедия, заодно ставшая интересным объектом посещения для туристов.