Ашдод




Ашдод - южный средиземноморский порт Израиля и одно из «экономических сердец» страны – можно отнести к старожилам этой Земли. Город, основанный еще в XVII веке до нашей эры ханаанами, не раз привлекал внимание захватчиков. Однако, все деяния завоевателей, в числе которых были и ассирийский царь Саргон II, и Навуходоноссор, и Александр Македонский, не идут ни в какое сравнение с тем, что совершили филистимляне. А дело в том, что именно в Ашдод, согласно Торе, привезли они захваченный у евреев Ковчег завета, за что и поплатились болезнями и прочими бедствиями. Кстати говоря, в Торе Ашдод упоминается, ни много ни мало, 17 раз. Уж не потому ли в современном городе, возникшем в 1957 году после 12 веков запустения, насчитывается именно 17 микрорайонов, названных в соответствии с буквами ивритского алфавита.

Где порт – там работа, а где работа, туда и устремился в последующие годы поток новых репатриантов. Массово строили жилье и промышленные объекты. О туристских перспективах, видимо, не задумывались, поскольку по сей день отели не значатся на карте города. И это притом, что ежегодно через порт проходят около 200000 пассажиров, которым здесь есть на что обратить внимание.


Хотя бы на курган, образовавшийся на месте древнего Верхнего города Тель-Ашдод. Или на остатки порта Тель-Мор с 50-ти метровым причалом. Или на руины мусульманской крепости Ашдод-Ям. Последнюю в ближайшее время местные власти собираются отреставрировать, надстроить и открыть в ней рыбный ресторан для гурманов. А вот еще одна интересная для туристов достопримечательность — последний из песчаных барханов, которые в незапамятные времена занимали всю прибрежную полосу южной части Эрец-Исраэль. «Большая дюна» высотой с 12-этажный дом и длиной 250 метров выглядит настоящим филиалом пустыни Сахара, который уютно разместился среди современных зданий пятого по величине города Израиля.


Основной толчок для развития города дало строительство нового морского порта. Сегодня он принимает в год до 200 судов, обеспечивая более 60% морских грузоперевозок страны. Специальное отделение порта предназначено для яхт, которые оно может вместить в огромном количестве – до полутысячи одновременно. Впрочем, бурными темпами развиваются и промышленные зоны на окраинах города, где можно встретить самые разные предприятия – от нефтеперегонного завода до хай-тека.


Ашдод – «русский» город. Репатрианты из бывшего Союза составляют здесь около трети двухсоттысячного населения. Здесь проще найти работу и относительно недорогое жилье. Новые жилые кварталы быстро разрослись в южном направлении. Поначалу чувствовавшиеся проблемы с инфраструктурой сейчас решены. Жить здесь стало удобно, отдыхать, благодаря прекрасным пляжам – тоже.


С Тель-Авивом Ашдод связывает скоростная трасса. Имеется и удобное железнодорожное сообщение. Но если поезд точно привезет вас на станцию назначения, то автомобилистам, следующим по трассе в сторону Ашдода, надо быть очень внимательными. Мы не раз это испытали на себе: отправляясь из Тель-Авива в сторону Мертвого моря, как ни стремишься проскочить ходом мимо Ашдода, а непременно попадаешь в город и долго не можешь из него выбраться. Вот и авторы «Путеводителя по стране сионских мудрецов» А.Окунь и И.Губерман обратили на это внимание: «Странный этот город — Ашдод. Красивый, с весьма развивающимся музеем и все такое прочее. Но вот в чем загадка Ашдода: куда бы вы ни ехали, есть большая вероятность, что попадете вы не туда, куда едете, а в Ашдод, а попав, испытаете огромные трудности из этого Ашдода выбраться. Утверждая это, мы основываемся не только на собственном опыте, но и на многочисленных дорожных приключениях наших друзей, знакомых и родственников. Объяснить это явление мы не можем иначе как кознями древних филистимлян. Если кого такое объяснение не устраивает, пусть предложит что-нибудь получше. Как бы то ни было — наше дело предупредить: с Ашдодом будьте осторожны!».






Пряности,
растущие на дне


Речь вовсе не о водорослях, а о самых настоящих душистых травах, на выращивании которых держится финансовое благополучие 50 мошавов и 2 киббуцев в Иорданской долине. Сиро-Африканский разлом, дно которого в северной части и называется Иорданской долиной, не кажется особенно глубоким, если соотнести его 300-метровую глубину с огромной протяженностью от Сирии до африканского континента. Но, оказывается, этого вполне достаточно, чтобы в долине установился особый микроклимат, как нельзя лучше подходящий именно для выращивания пряностей. Индийская мята, лимонник, настурция, орегано, тимьян, розмарин и еще множество других душистых трав отправляются отсюда во все концы Света.