Еврейские праздники



Представлять себе смысл и календарь израильских праздников нам полезно не только для общего развития. Они могут порой вносить существенные кор- рективы в программы обслуживания туристов. Кроме того, в праздничные дни израильтяне и их многочисленные гости из диаспоры энергично оккупируют отели, что резко огра- ничивает выбор и, разумеется, отражается на ценах. Стоит учитывать это, планируя свое путешествие.

Об особенностях еврейского (лунного) календаря мы рассказываем в заметке «Который час?»). Напомним лишь, что летоисчисление евреи ведут от Сотворения мира, и нынче, осенью 2014-го года, по еврейскому календарю начался год 5775-й. Лунный год, как и солнечный, содержит 12 месяцев, но они несколько короче – по 29 или 30 дней. Накопленное в течение года 11-дневное отставание периодически компенсируется дополнительным месяцем, чтобы главные религиозные праздники не съезжали в другой сезон. Таким образом, праздничные даты, строго зафиксированные в лунном календаре, с точки зрения привычного для нас солнечного, ежегодно «плавают» в определенном интервале.

Год по еврейскому календарю начинается с приходом 7-го месяца тишрей, который считается месяцем Сотворения мира. Рош ха-Шана (еврейский Новый Год) празднуется 1-2 тишрея (по-нашему, в сентябре или октябре). На 10-й день после новогоднего праздника наступает Йом-Киппур (Судный день), когда Бог определяет судьбу каждого человека в наступившем году. 10 тишрея – день искупления, абсолютного поста и покаяния. Израильтяне этот день предпочитают проводить дома. Туристам, которых этот день застал в Израиле, мы рекомендуем отдыхать, поскольку жизнь в стране в Йом-Киппур полностью замирает, и с обслуживанием путешественников возникают определенные трудности.

Уже через пять дней наступает следующий праздник – Суккот (праздник Кущей), который длится неделю. Семь дней религиозным евреям положено есть в специально сооруженных возле дома шалашах (кущах) в память о странствиях в пустыне после исхода из Египта. Прочие израильтяне отдыхают и радуются осеннему урожаю. Заканчивается Суккот еще одним праздником – Симхат-Тора, посвященным завершению годового цикла изучения Торы. Именно цикла, а не самого изучения, которое бесконечно.

Как на грех, череда осенних праздников в Израиле приходится на самое благоприятное время для посе- щения страны: летняя жара спадает, а до сезона дождей еще далеко. Ничего не поделаешь – приспосабливаемся.

Еще два важных религиозных праздника, установленных в Пятикнижии (Торе), выпадают на другой благоприятный для поездки сезон – весну. Песах (Пасха) празднуется неделю с 15 по 21 ниссана (март – апрель) в честь избавления еврейского народа от египетского рабства. Песаху предшествует каноническая процедура подготовки, а начинается праздник пасхальным седером (трапезой), во время которого читают Аггаду – рассказ об исходе евреев из Египта, потому что «в каждом поколении еврей должен чувствовать себя так, как если бы он сам освобождался из рабства».


На 50-й день после начала Песаха (май – июнь) отмечается Шавуот – праздник провозглашения Богом Десяти Заповедей.


Кроме этого, на весну приходится несколько государственных памятных дат. 27 нисана отмечается День памяти жертв Катастрофы (Холокоста) – день поминовения шести миллионов европейских евреев, уничтоженных нацистами в годы Второй мировой войны. 4 ияра (апрель – май) – День памяти погибших в войнах Израиля, когда страна отдает дань своим доблестным воинам, отдавшим жизнь за ее свободу и независимость. Этот траурный день естественно переходит в следующий за ним радостный и светлый праздник – День Независимости, в который в 1948 году было провозглашено образование Государства Израиль.

Из значимых памятных дней, отмечаемых летом, можно выделить Девятое Ава (июль – август) – день траура по разрушенному Иерусалимскому Храму.

В начале зимы, 25 кислева (ноябрь – декабрь), начинается восьмидневная веселая Ханукка, посвященная очищению еврейского Храма во время восстания Маккавеев против греков. Когда Ханукка приходится на конец декабря, она воспринимается нашими туристами, как некий аналог привычного для нас новогоднего праздника.

14–15 адара (февраль – март) Израиль отмечает самый веселый и красочный праздник – Пурим в честь чудесного избавления евреев от истребления. В эти дни взрослым положено как следует выпить чего-нибудь горячительного, а дети наряжаются в карнавальные костюмы. Во многих городах проводятся уличные фестивали, а в Тель-Авиве – настоящий карнавал.

О еженедельном празднике шаббат (суббота) мы рассказываем в разделе «Советы в дорогу» (статья называется «Шаббат шалом!»). Христианский аналог (правда, совсем по другому поводу) – воскресенье, каждые семь дней привычно отмечаемый выходным, в Израиле является первым рабочим днем недели. Зато другие христианские праздники и главные среди них – Пасха и Рождество – незамеченными остаться не могут, поскольку к христианам, проживающим в самом Израиле, в эти даты добавляются несметные толпы паломников со всего Света.

Русскоязычное население страны, разумеется, не забывает отмечать и привычные для нас праздничные дни, такие, как Новый Год или даже Восьмое марта. А День Победы над фашизмом Израиль официально празднует вместе со всем миром. Кстати, живущие в Израиле ветераны Великой Отечественной войны пользуются здесь не меньшим вниманием, чем у себя на родине.






Опера у подножья
Массады

Впервые в 2010 году оперный спектакль был поставлен на новой площадке, у подножья холма, на котором находятся руины легендарной крепости Массада. Зрители увидели грандиозную постановку оперы «Набукко» Д.Верди. В следующем сезоне запланирована «Аида».


Масштабы оперных постановок Франко Дзефирелли по силам не каждому театру. Израильская опера смело взялась за этот проект и предложила зрителям необыкновенную сценическую площадку. Чтобы побывать на спектакле, им придется совершить путешествие к Мертвому морю, преодолев немалое расстояние от Тель-Авива. Намного удобнее посетить спектакль, находясь в одном из отелей в Эйн-Бокек или Неве-Зоар.


Выглядит это так. Автобус привозит вас на специально оборудованную стоянку, от которой дорога ведет к зданию амфитеатра. Перед вами открывается потрясающий вид на гору, на вершине которой угадываются контуры легендарной крепости Ирода.


Спектакль начинается в девять часов вечера, чтобы все зрители успели собраться. В это время даже летом на Массаду уже обрушивается ночная тьма. Вот тут-то и загорается импровизированная рампа, и действие начинается. Волшебные звуки музыки наполняют пространство, и вам кажется, что вас окружает не сегодняшняя, а совсем другая, далекая, незнакомая реальность. Ночной бриз усиливается, раздувая пламя факелов, освещающих подмостки. Пламя колеблется, прыгает, отбрасывая блики на близлежащие холмы, на черный силуэт крепости. Над этой странной сценой, над историческими руинами, над чудодейственным морем уже раскинулся звездный шатер…


Звучит божественная музыка Верди, звучат прекрасные голоса солистов и хора, и вам вдруг начинает казаться, что время остановилось, что пламя факелов освещает не декорации, а путь античным войнам, осаждающим гордую крепость, а вместо торжественных аккордов на вас вот-вот обрушится пушечная канонада.


Спектакль окончен. Загорается свет, который возвращает вас в сегодняшний день. Вы идете по той же дороге назад, садитесь в ожидающий вас автобус… Все становится на свои места. И только потом, делясь впечатлениями от увиденного, вы поймаете себя на мысли, что путешествие во времени – это вполне реальная вещь.