Особенности дорожного движения






















Качество израильских дорог по европейским меркам трудно оценить высшим баллом, но по сравнению с теми, по которым нам приходится колесить в родном Отечестве, они вполне хороши. Риск “поймать” открытый люк, свежевырытую яму или зияющие следы прошлогоднего ремонта, практически, отсутствует.


Автомобильный транспорт - главное средство передвижения в стране. Поэтому дороги - наиважнейшие “кровеносные артерии”, по которым круглосуточно циркулируют бесконечные транспортные потоки - предмет постоянной заботы властей.


Вечером и ночью в густонаселенном центре Израиля сияющие огнями города с малыми промежутками перетекают один в другой, оставляя на основных трассах лишь редкие неосвещенные участки. Тем не менее, даже днем на загородных дорогах полагается включать ближний свет фар. Забыв включить фары, вы рискуете привлечь к себе внимание полиции, забыв выключить их на стоянке (что немудрено при ярком солнце) - скорее всего “посадите” аккумулятор. Будьте внимательны!


Дорожная разметка - одно из главных средств передачи необходимой водителю информации. Так что, смотрите под ноги (вернее, под колеса), господа: на асфальте все написано. В городах на значимых магистралях разрешенное направление движения из того или иного ряда обозначается перед каждым перекрестком. Правый поворот очень часто производится независимо от сигнала светофора. Для этого перед светофором существуют обособленные въезды на перекресток из правого ряда. Остается лишь пропустить пешеходов и транспорт в разрешенном направлении.


Для поворота налево перед перекрестками часто предусмотрены специальные расширения левой полосы. Такая сортировка транспорта по направлениям необходима, поскольку в Израиле для движения из каждой полосы предусмотрены отдельные светофоры. Будьте бдительны: не любой “зеленый” дает вам пропуск на перекресток! Ошибка может стоить серьезной аварии.


Если левый поворот на ближайшем перекрестке у вас не запланирован, лучше вообще не занимать левый ряд. Длинная вереница машин, ожидающих сигнал для поворота, может надолго лишить вас возможности двигаться прямо.


Заметьте также, что на загородных трассах движение в левом ряду при свободных соседних считается явным нарушением и вполне может закончиться собеседованием с полицейским на непонятном для вас языке.


Часто перекресток представляет собой круглую площадь (как у нас принято говорить - “ватрушку”). Израильские правила дорожного движения предписывают всегда уступать дорогу транспорту, движущемуся по площади, о чем при въезде напоминает привычный “треугольник”. В принципе, все дорожные знаки соответствуют принятым у нас стандартам, и чтение их затруднений не вызывает. Из непривычных следует отметить красный шестигранник с изображением раскрытой ладони. Смысл знака - проезд без остановки запрещен. Знак устанавливается перед опасными перекрестками, а полную остановку обязательно требуется фиксировать.


Разрешенная скорость движения в населенных пунктах - 60 км/час, на загородных дорогах - 90 км/час. Обычно этот рубеж отодвигается до 100 км/час соответствующими дорожными знаками. Превышение скорости более чем на 7% сверх разрешенной считается серьезным нарушением. И хотя местные водители в массе своей придерживаются иного мнения, не соревнуйтесь с ними. Пусть себе летят навстречу огромным штрафам, пока вы наслаждаетесь красотами неведомой земли!


Манера езды израильских водителей заслуживает отдельного комментария. Ездят здесь все - от мала до велика. Седовласый старец и юная особа, едва выглядывающая из-за руля, соседствуют в транспортном потоке с лихими профессионалами, вытворяющими на большегрузных грузовиках и многоместных автобусах элементы высшего пилотажа.


В целом аварийность довольно высокая. Тема эта не сходит с газетных страниц, а периодически даже привлекает внимание парламента. Ежегодно на дорогах страны израильтян гибнет значительно больше, чем во всех войнах и террактах. И дело тут не в слабой подготовке водителей (купить водительские права по блату в Израиле достаточно сложно), а в некоторых особенностях менталитета.




Совсем недавно мы наблюдали такую характерную сценку. В час пик на узкой, ведущей в гору, улице Рамат-Гана выстроилась огромная пробка. На самой вершине подъема, мигая аварийной сигнализацией, застрял микроавтобус, разрезав плотный автомобильный поток на два тоненьких «ручейка», с трудом обтекающих аварийную машину по тротуару и встречной полосе. Минут через двадцать, добравшись, наконец, до эпицентра событий, мы с изумлением обнаружили, что никакой аварии не случилось, а водитель микроавтобуса, включив «мигалки», преспокойно беседует с проходившим по улице приятелем. При этом он периодически потрясает в воздухе свободной рукой, большой, указательный и средний палец которой соединены в «щипотку». Этот характерный жест полезно запомнить. Он символизирует, пожалуй, самое важное в Израиле слово - «совланут» (терпение) и призывает окружающих не суетиться. На наших глазах беседа благополучно завершилась, приятель отправился своей дорогой, а водитель, укравший у нас столько драгоценного времени, спокойно выключил аварийные огни и поехал дальше. Самое поразительное было в том, что никто, кроме нас, иностранцев, не увидел в этой ситуации ничего необычного.


Жест «совланут», которым израильские водители пользуются довольно часто, сам по себе не содержит ничего плохого или обидного. Это всего лишь предупреждение о том, что сейчас водитель будет совершать нечто, правилами не предусмотренное (например, поедет налево из правого ряда) Одновременно это и просьба к окружающим отнестись с пониманием к нестандартному маневру, правда, часто выраженная в категорической форме: мол, делайте, что хотите, я вас предупредил.


В манере езды израильтян, что вполне естественно, проявляются их наиболее яркие национальные черты. Ездят они лихо, шумно, явно отдавая приоритет собственному удобству перед удобством окружающих. И не советуем вам с этим бороться. Гораздо разумнее приспособиться.


До недавнего времени в Израиле отсутствовала дорожная полиция в виде специального подразделения (наподобие нашего ГАИ), а надзор за соблюдением дорожных правил вели обычные полицейские. Надо сказать, что полиция пользуется в стране всеобщим уважением и авторитетом. Часто одного лишь появления полицейского бывает достаточно, чтобы уладить разгорающийся конфликт.


Категорически не советуем пытаться дать взятку представителю власти – этим вы только усугубите ситуацию. Если на дороге вас остановил полицейский, штрафа, скорее всего, не избежать. А чтобы не получить по максимуму, как и у нас, лучше не спорить. В конце концов, вы – гость в этой стране, а законы гостеприимства – хоть и неписаные, но, все же, законы. Очень полезно иметь некоторые навыки в английском (по-русски полицейские говорят редко). А попытки объясниться на иврите (пусть даже неуклюжие) и вовсе способны настроить стража порядка на добродушный лад. Выяснив все подробности о вас и ваших родственниках, он может забыть, по какому поводу возникла беседа.


Чтобы завершить начальный курс подготовки к езде по израильским дорогам, необходимо еще сказать о парковках, угонах и пробках. Бесплатно припарковать автомобиль в центре большого города – задача, практически, неразрешимая. Теоретически это возможно там, где поребрики тротуара ничем не окрашены и имеют естественный серый цвет. Красно-белая расцветка поребрика означает, что парковка категорически запрещена, сине-белая – парковку допускает, но при наличии заранее купленного разрешения или внесения платы в уличные автоматы (там, где они установлены).


Автомат ориентирован на конкретное стояночное место и принимает монеты в любом наборе. При этом никакие квитанции не выдаются, а оплаченное время стоянки появляется на дисплее, после чего начинается обратный отсчет. За два шекеля в Иерусалиме можно законно простоять 14 минут. Предполагаемое время стоянки лучше рассчитать заранее и сразу опустить несколько монет. Иначе придется возвращаться к автомату и доплачивать, чтобы не дать повод курсирующим по улицам контролерам вложить под стеклоочистители вашего авто напоминание в виде штрафа, минимум на 100 шекелей. То же самое произойдет, если вы оставите машину в любом другом запрещенном месте. Штраф неизбежно придет в фирму, в которой вы взяли напрокат автомобиль, так что лучше оплатить его самостоятельно в банке или на почте.


Даже в самом центре Тель-Авива достаточно оборудованных наземных или подземных стоянок. Коли найдется свободное место, советуем воспользоваться. Стоимость парковки обозначена на больших щитах при въезде – цифры понимают все, а к чему они относятся, лучше уточнить. Где-то за 15 шекелей можно простоять всего один час, а где-то за 20 – целый день. Не перепутайте. Впрочем, год от года стоимость стояночных мест ползет вверх, так что долго продержать машину на парковке за 20 шекелей сегодня, скорее всего, не получится. А к таксе за время, проведенное на стоянке сверх первого часа, присматривайтесь внимательно. Однажды, увидев цифру 6, мы решили, что она обозначает размер доплаты за каждый просроченный час, и спокойно несколько часов гуляли по набережной. Только на выезде оказалось, что цифра обозначала плату за 15-минутную просрочку.


Автомобильные пробки на израильских дорогах, как и везде в мире, возникают стихийно и неизбежно. Но некоторые общие закономерности все же существуют. Как правило, утром образуются пробки на подъездах к большим городам (израильтяне едут на работу), а после 15-16 часов – в обратном направлении. В пятницу, во второй половине дня, с приближением шаббата дороги пустеют, а на исходе субботы наполняются вновь сверх всякой меры. Одним словом, рассчитывая время поездки, держите в голове не только расстояния.


Не все жители Святой Земли праведники, и автомобильные угоны здесь дело обычное. Украденные автомобили разбирают на запчасти, а чаще переправляют на территорию Палестинской автономии. Израильтяне не сильно переживают на этот счет: машины у них застрахованы на полную стоимость, а страховки реально выплачивают.


Прокатные автомобили тоже застрахованы фирмой. Так что, если вы соблюдаете предписанные договором правила и не бросаете открытую машину в чистом поле, волноваться нечего. На всякий случай, ценные вещи лучше не оставлять даже в закрытом авто.


В Израиле – безопаснее!


Точные данные о дорожно-транспортных происшествиях в Израиле, вряд ли, представляют интерес для иностранцев. Запоминать цифры нет никакого резона, а вот иметь общее представление о том, насколько опасна ситуация на израильских дорогах, весьма полезно. Ведь, хотим мы того или нет, а участниками дорожного движения нам быть все равно придется, хотя бы в качестве пешеходов.


По многолетним наблюдениям в разных странах жертвы дорожно-транспортных происшествий обычно составляют около половины от общего количества граждан, погибших в течение года от различных несчастных случаев, в том числе и терактов. Среднегодовой показатель гибели населения от всех видов несчастных случаев в Израиле довольно низкий – 27,3 на 100 тысяч жителей. По этому показателю страна делит четвертое-шестое места в мире с Ирландией и Швецией, уступая только Англии, Голландии и Австралии. Для сравнения: Россия с показателем 130,8 погибших на 100 тысяч жителей находится далеко позади. Выходит, что, с точки зрения статистики, мы, россияне, можем чувствовать себя в Израиле намного безопаснее, чем в родной стране.


Тем не менее, израильтяне справедливо считают ситуацию на дорогах далеко не благополучной. Вопрос этот часто обсуждается в прессе, поднимается на правительственном уровне, но существенно исправить положение пока не удается. Поэтому, будьте бдительны во время своего пребывания в стране, и хорошо запомните некоторые статистические выкладки.


Соотношение мужчин и женщин среди всех израильских водителей, примерно, 60 на 40, а среди участников ДТП с жертвами – 75 на 25. Это говорит о том, что израильтянки ездят аккуратнее, и опасаться на дороге в большей степени следует мужчин.


На улицах городов происходит в три раза больше аварий, чем за городом. Но по количеству погибших в ДТП (около 60%) загородные трассы намного опаснее. Это и понятно, поскольку одной из самых частых причин аварий является превышение скоростных режимов. В городах же больше всего аварий с тяжелыми последствиями происходит из-за попыток проезда перекрестков на красный свет, выезда на встречную полосу и не предоставления преимущества пешеходам. Интересно, что 70% пешеходов, пострадавших в ДТП, были сбиты на пешеходных переходах. Так что, переходя улицу по правилам, все равно глядите в оба и не слишком надейтесь на дисциплинированность водителей.


Опасаться следует и местных мотоциклистов, процент участия которых в происшествиях с жертвами в два раза выше общестатистических показателей. Правда, водители тяжелых грузовиков в этом смысле еще опаснее. Аварии, в которых пострадали люди, составляют, примерно, пятую часть от общего числа происшествий. На эти ДТП выезжает полиция, а со всеми прочими разбираются комиссары страховых компаний. Ведь в Израиле, как и в России, строго запрещено садиться за руль без полиса, аналогичного нашему ОСАГО. Кстати, даже в прокатном авто очень полезно иметь видеорегистратор (можно захватить с собой) или, хотя бы, фотоаппарат.




Обратите внимание: к такому знаку мы не привыкли. Существует он только в Израиле и означает то же самое, что и привычный «Проезд без остановки запрещен». Причем, во избежание штрафов, остановку надо четко фиксировать.