Внимание: переход!



Как уже отмечалось выше, мы категорически не советуем совмещать посещение Израиля и Египта в одной поездке. Если очень хочется и христианская тематика вам не чужда, можно совершить короткую вылазку из Эйлата на Синай, в монастырь Санта-Катарина. А вот экскурсии в Иорданию прекрасно сочетаются с путешествием в Израиль, лишь дополняя его новыми красками. Чтобы прокатиться без хлопот, можно отправиться в путь организованно через одного из израильских туроператоров. Но если соберетесь в поездку самостоятельно, обратите внимание на правила пересечения границ.


Если вы владеете ивритом или хотя бы английским, с подробной информацией о пограничных переходах, их месторасположении и времени работы можно ознакомиться на официальном сайте Пограничных переходов и аэропортов Израиля (www.iaa.gov.il). Надо признать, что при кажущейся простоте пересечения границ между Израилем и соседними с ним Египтом и Иорданией, это удовольствие год от года становится все более дорогостоящим. Пограничные сборы с израильской стороны не так давно увеличились с 68 шекелей ($18) до 94 шекелей ($25). Кроме того, в случае с Египтом въездной сбор составляет 25 египетских фунтов ($5), а с Иорданией - 5 иорданских динаров ($8).


На некоторых пограничных переходах пересечь границу разрешается только на спецтранспорте, за что берут еще по $3. Итого, в среднем, переход границы из Израиля в Иорданию только в одну сторону обходится в сумму, эквивалентную $45. Не забудьте учесть эти расходы в бюджете предполагаемой поездки.


Коли захочется вам побывать в Египте, подходящий для этого пограничный переход существует только один – в Табе, на границе с Эйлатом. В Иорданию же с российским паспортом вас пропустят через три пограничных пункта: в районе города Бейт-Шеан, в р-не Иерусалима (Иерихо) и на юге, около Эйлата. Для израильтян доступны только первый и последний, поскольку пограничный переход в районе Иерихона находится на территории Палестинской автономии. Кстати, палестинцы берут за переход границы на сорок шекелей больше, чем израильтяне (134 вместо 94).


Погранпереход около Бейт-Шеана называется Река Иордан или Шейх Хусейн. Переход возле Иерусалима носит название Мост Алленби или Король Хусейн (не путайте с Шейхом!). Самый южный пограничный переход между двумя странами, КПП Арава (Arava border crossing), находится в пяти километрах севернее Эйлата.


Между столицей Иордании Амманом и некоторыми израильскими городами (Назаретом, Хайфой, Тель-Авивом, Иерусалимом) существует регулярное автобусное сообщение. Кроме того, автобусная линия связывает Эйлат и соседнюю иорданскую Акабу. Все автобусы, за исключением эйлатских, пересекают границу через КПП Река Иордан (Jordan River border crossing) поблизости от Бейт-Шеана. Стоимость проезда в одну сторону – $15. Можно пересечь границу и через мост Алленби (Allenby border crossing), восточнее Иерихона, однако следует иметь в виду, что этот пограничный пункт действует не ежедневно.


Помимо международных автобусов очень просто доехать до границы обычным автобусом с пересадкой в Бейт-Шеане. На иорданской стороне границы туристов ожидают десятки минибусов и такси, отправляющихся в Амман и Ирбид. Впрочем, сэкономить таким образом не удастся, ведь только автобус из Тель-Авива до Бейт-Шеана обойдется в $8-10. А вот до КПП «Арава» в Эйлате городской транспорт не ходит. И хотя ближайшая трасса, по которой курсируют автобусы, находится всего в 500 метрах от перехода, лучше не тащиться пешком, а взять такси. Поездка из центра Эйлата до границы обойдется в 25-30 шекелей.





Несбывшийся проект

Долгие годы существовал проект строительства на границе Эйлата и иорданской Акабы совместного международного аэропорта.


Сама по себе идея была грандиозна, но уже тогда представлялась абсолютно нереальной, в первую очередь, в силу политических причин. Прежде, чем самолетам выруливать на совместную взлетно-посадочную полосу, необходимо было «разрулить» множество спорных вопросов в отношениях между государствами.


Тем не менее, идея перелета в Эйлат через Иорданию в течение нескольких лет обкатывалась на практике. Чартерные полеты в Эйлат осуществлялись из Санкт-Петербурга через действующий аэропорт Акабы. Происходило это так. После приземления к лайнеру подгонялись автобусы, на которых пассажиры вместе с багажом доставлялись прямехонько на пограничный переход Арава, где и проходили таможенный досмотр и паспортный контроль.


В свое время мы проделали этот путь и убедились, что он не более хлопотный, чем традиционный – через военный аэропорт Увда. К тому же более дешевое обслуживание самолетов в Акабе положительно отражалось на стоимости билетов. Но, увы, праздник длился недолго. Проект, видимо, окончательно заглох, и сегодня чаще слышны речи о комплексной реконструкции Увды. Учитывая политическую ситуацию, этот вариант куда реалистичнее.