Не забудьте о паспорте



Действующий загранпаспорт — "альфа и омега" любого путешествия. Без него нет ни малейшего шанса добраться не только до Земли Обетованной, но даже до российского Калининграда. По существующему законодательству после 16 марта 2010 года собственный загранпаспорт обязаны иметь даже младенцы, если родителям вздумается переместить их через границу.


Впрочем, ребенок, вписанный в родительский паспорт до обозначенной даты, проблем с выездом за границу испытывать не должен до тех пор, пока паспорт действует. Так во всеуслышание было заявлено ответственными работниками УФМС. Вот вам еще один повод, отправляясь в путешествие, проверить срок действия своего загранпаспорта.


А если вы собрались в Израиль, помните: с момента въезда в страну ваш паспорт должен действовать еще не менее шести месяцев. 180 дней - максимальный срок, в течение которого позволено находиться в Израиле без специального разрешения, и власти заботятся о том, чтобы на момент выезда паспорт был еще действительным.


Одним словом, если срок действия паспорта позволяет — прекрасно, заказывайте билеты. А если нет — примите наши соболезнования и читайте дальше.


Итак, вам нужно поменять или вновь оформить загранпаспорт. Легально сделать это можно только в государственных учреждениях - районном или городском ОВИРе (они же отделения Федеральной миграционной службы - УФМС), или в созданном для этих целей не так давно Едином Центре Документов.


Существуют два типа загранпаспортов: обычный (старого образца) сроком действия 5 лет, и новый (биометрический), снабженный специальным микрочипом, действительный 10 лет. Последний, как утверждают, позволяет гораздо быстрее проходить паспортный контроль, и дает преимущества при получении виз в страны Шенгенского соглашения. Цена вопроса - 2500 рублей госпошлины. Более дешевые паспорта старого образца (1200-1300 рублей госпошлины), оформляют только в Едином Центре Документов, что расположен на улице Красных Текстильщиков, в домах 10–12.


Время работы Центра (с 9.00 до 21.00 без выходных) и схема проезда опубликованы на его сайте www.7771000.ru. Информация эта, по-видимому, общеизвестна, поскольку ежедневно учреждение посещает не менее пяти сотен человек, образующих внушительную очередь на подачу документов. Сделать это можно, лишь получив специальный талончик, который выдается с 8.30 утра только в день посещения и только на одно лицо (и старую бабушку, и младенца в коляске надо привозить с собой и ставить "в хвост").Самые опытные граждане занимают очередь, примерно, с шести утра и до открытия Центра дышат свежим воздухом. Те, кто прибывает ближе к открытию, рискуют талон не получить.


Теперь о документах.



Взрослым для оформления загранпаспорта необходимо иметь:


- заявление-анкету в 2-х экземплярах с матовыми фотографиями 3,5 х 4, 5 на белом фоне. Работающим необходимо заверить заявление по месту работы, неработающим нужно принести свою трудовую книжку. Заполнять анкету разрешается самостоятельно (черной ручкой печатными буквами). Если затрудняетесь, можно обратиться за помощью к специалистам Центра. В этом случае потребуется заверенная ксерокопия трудовой книжки и 1000 рублей за работу;


- внутренний паспорт гражданина РФ и ксерокопию всех его страниц с записями;


- старый загранпаспорт (если был) и ксерокопию его первого разворота;


- квитанцию об оплате госпошлины;


- почтовый конверт с заполненным обратным адресом.



Ребенку 14–18 лет для оформления загранпаспорта необходимо иметь:


- заявление-анкету в 2-х экземплярах с матовыми фотографиями 3,5 х 4, 5 на белом фоне. Заполнить эту анкету может законный представитель ребенка - или самостоятельно, или с помощью работников Центра за те же 1000 рублей;


- внутренний паспорт гражданина РФ и ксерокопию всех его страниц с записями;


- старый загранпаспорт (если был) и ксерокопию его первого разворота;


- внутренний паспорт законного представителя ребенка и ксерокопию всех его страниц с записями;


- свидетельство о рождении и его ксерокопию;


- квитанцию об оплате госпошлины;


- почтовый конверт с заполненным обратным адресом.



Ребенку от 0 до 14 лет для оформления загранпаспорта необходимы те же самые документы за исключением собственного внутреннего паспорта, который в этом возрасте еще не выдается.


До подачи на оформление все документы обязательно нужно проверить у сотрудников Центра, что часто вынуждает приезжать дважды.


Паспорт нового образца тоже можно оформить в Едином Центре Документов, но, проще сделать это в районных ОВИРах, в которых обычные паспорта не оформляются, а, стало быть, и народу бывает поменьше. 


В среднем, по нашему опыту, подготовка и подача документов на новый загранпаспорт занимает дня три, а его изготовление, согласно закону - целый месяц. Эти сроки надо учитывать при подготовке к путешествию.




Новый регламент оформления загранпаспортов, вступивший в силу в середине 2010 года, до сих пор продолжает причинять неудобства гражданам. Дело в том, что в нем прописана новая транслитерация, а, значит, изменено латинское написание фамилий и имен большинства россиян. А это, в свою очередь, может привести к множеству проблем, связанных с оформлением виз, пользованию за границей платежными банковскими картами и т.п.



Согласно новому регламенту, русский алфавит в переводе на латиницу в настоящее время выглядит так:



а/A, б/B, в/V, г/G, д/D, е/E, Ё/E, ж/ZH, з/Z, и/I,
й/I, к/K, л/L, м/M, н/N, о/O, п/P, р/R, с/S, т/T,
у/U, ф/F, х/KH, ц/TC, ч/CH, ш/SH, щ/SHCH, ы/Y, э/E, ю/IU,
я/IA

Но, оказывается, у граждан есть возможность выбора транслитерации своих имен и фамилий в новом паспорте. Для этого достаточно при получении загранпаспорта вовремя заявить о своем желании оставить старую транслитерацию. Процедура, как пояснили в УФМС, проста: при подаче пакета документов прикладывается заявление на имя главы того подразделения, в котором происходит оформление. В прошении нужно указать причину своего желания, а также приложить один документ, в котором имя и фамилия написаны по-старому. После этих действий человек может быть уверен — паспорт будет оформлен в соответствии с его желанием.




Таможня не дает добро

Больше всего нарушений провоза валюты и товаров таможенники обнаруживают в "зеленом коридоре". Как ни парадоксально, но многие россияне думают, что там не действует таможенный контроль. И ошибаются. Именно в "зеленом" работают наиболее опытные сотрудники, которые безошибочно вычисляют проблемных туристов, которые везут ограниченные или запрещенные товары без письменного декларирования и оплаты пошлин. Роль "подсказки" здесь выполняют рейсы, направления, наконец, сами "товары риска", которые могут ввозить из тех или иных стран недобросовестные туристы.


Часто встречаются нарушения, связанные с ввозом ювелирных украшений и дорогих часов стоимостью свыше 10 тысяч евро. Вылетая за рубеж, владельцы забывают декларировать их письменно. И зря, поскольку при возвращении туристов могут ждать неприятности. Предметы возьмут на экспертизу, и если выяснится, что они новые, материалы передадут в органы расследования. Совет в этом случае у таможенников один - письменно декларировать дорогие драгоценности, чтобы беспрепятственно пересекать с ними границу.


Что касается незаконного вывоза-ввоза наличной валюты, то здесь наказание ужесточилось. Если до сих пор, пройдя через "зеленый коридор" с незадекларированной наличкой в сумме свыше 10 тысяч долларов (а именно это количество денег в пересчете на все другие национальные валюты, в том числе и рубли, можно перемещать без письменных деклараций), нарушители только платили штраф 5 тысяч рублей, то теперь деньги у них изымают и конфискуют по решению суда. Но при этом граждане еще платят штраф в однократном или двукратном размере от найденной у них незадекларированной суммы.


Чтобы не растеряться в суматохе аэропортов, таможенники советуют пассажирам заранее подготовить декларации. Их формы размещены на сайте ФТС, можно их распечатать и заполнить. Там же опубликованы и нормы беспошлинного ввоза-вывоза. Например, ограничения и особые требования письменного декларирования касаются даже сигарет - разрешено ввозить не более 200 сигарет на человека. Черной икры - можно брать 250 граммов в опломбированной банке. Алкоголя, включая пиво, положено иметь с собой не более пяти литров, но без оплаты пошлин только три литра. Все, что сверх нормы, - продекларировать и проносить по "красному коридору".


Эта участь ждет тех, кто ввозит товары на сумму сверх 10 тысяч евро и весом более 50 килограммов.