Дороги, ведущие к Храму




Отдаем мы себе в этом отчет или нет, но иных дорог и не встретишь на Святой Земле. Только здесь допустимо рубить в церквах окна на уровне глаз, ибо все, что за окнами — не менее свято. Это сюда веками идут паломники, претерпевая невзгоды и лишения, дабы очиститься и прикоснуться к Истоку. Пожалуй, не найти другого места на Свете, где в столь малом пространстве, как в фокусе, сконцентрирован весь духовный путь человечества.


Не потерять бы из виду эти дороги в нашей бешеной гонке за цивилизованным миром. Как разобраться в оглушительном хоре уверенных голосов. Вперед — к коммунизму! Назад — к капитализму! Каждому — по потребностям! Или все еще — по труду? Или, вообще, каждому — свое? Братцы, мы неправильно все поделили!


Паломничество — хождение верующих к святым местам на поклонение — известно еще в глубокой древности. Оно основано на веровании, что молитва наиболее действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к богам. В христианские времена паломничество входит в обыкновение в IV веке по примеру св. Елены, которая отправилась для поклонения в Землю, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господен.


В России странники-богомольцы, ходившие на поклонение святым мощам и приносившие на родину ветку пальмы, стали появляться уже в ХI веке, а в следующем столетии иегумен Даниил возжег неугасимую лампаду у Храма Гроба Господня от имени «всея Руси». Он первым описал святые места и условия паломничества к ним.


Однако на далекий путь из России в Палестину решались все же немногие. И лишь в середине прошлого века стремление русских православных людей побывать во Святой Земле превратилось в массовое паломническое движение, и Новороссийская пароходная экспедиция стала ежегодно перевозить в Палестину по несколько тысяч паломников. Они добирались до Одессы, откуда уже в 1850-е годы Одесское пароходство пустило первый прямой рейс в Яффу, сократив тем самым морской путь в Палестину до 16 суток.


Из Яффы до Иерусалима добирались обычно с караваном ослов и мулов — проезжих дорог в ту пору в Палестине еще не было. Паломники отваживались отправляться в путь лишь в сопровождении вооруженной охраны. Обычно караван трогался из Яффы днем и к вечеру добирался до Рамле, где путешественники располагались на ночлег. А к концу следующего дня караван достигал стен Иерусалима.


В 1847 году государевым указом в Иерусалиме была учреждена Русская Духовная миссия. Совместно с Императорским Православным Палестинским обществом, возглавляемым братом царя Великим князем Константином Николаевичем, она приобретала ценные с религиозной точки зрения земельные участки и сельскохозяйственные угодья, вела обширное строительство. Перед Первой мировой войной в одном только Иерусалиме насчитывалось с десяток русских церквей, 7 монастырей, 17 странноприимных домов, больница и четыре лечебницы, 25 школ, две учительские семинарии... В дореволюционное время на Пасху в Иерусалиме собиралось до десяти тысяч русских паломников — столько же, сколько всего христианского населения жило тогда в Палестине.


В наши дни, когда воздушный лайнер совершает перелет из Санкт-Петербурга в международный аэропорт имени Бен-Гуриона всего за несколько часов, а паломники передвигаются по дорогам Палестины в кондиционированных автобусах, заменив посох на фотоаппарат, само путешествие во Святую Землю не утратило своего духовного содержания.

    Исторические и религиозные памятники Израиля
Посмотреть альбом

    Природные заповедники
Посмотреть альбом

    Достопримечательности Иерусалима
Посмотреть альбом

    Экскурсионные объекты Палестинской автономии
Посмотреть альбом