Как на практике могла бы выглядеть идеальная экскурсия, если бы у нас была возможность организовать ее в соответствии со своим опытом и представлениями о качественном обслуживании туристов?...
Наряду с «конвейерной» системой обслуживания экскурсантов в последние годы на рынке появились предложения иного рода, во многом лишенные основных недостатков массового продукта. Некоторые операторы приема стали...
Плюсы и минусы регулярных экскурсий



По разным причинам приезжа- ют люди в Израиль, но чаще всего их влечет на Святую Землю желание увидеть то, что нигде больше в мире не встретишь. Поэтому, при всей важности других составляющих индус- трии приема, проблемы, связанные с экскурсионным обслуживанием, прико- вывают к себе особое внимание. Мы не раз затрагивали эту тему в других статьях раздела, но суть, все же, напом- ним.

До сих пор у туристов, прибывающих в Израиль не в составе организованных групп (а таковых подавляющее большинство), было только две возможности посмотреть страну: либо заказать для себя индивидуальное обслуживание, либо подключиться к, так называемым, регулярным экскурсиям. Индивидуальные прогулки со знающим гидом обладают массой достоинств, которые, к сожалению, часто перевешивает один существенный недостаток — высокая стоимость обслуживания. Не у каждого в кармане найдется 600–700 долларов в день, чтобы оплатить качественный сервис. Регулярные экскурсии на порядок (т.е., буквально, в 10 раз) дешевле, но в полном соответствии с законами бизнеса этот единственный плюс порождает множество неизбежных минусов, ставящих под сомнение саму цель путешествия.


Все дело в том, что за небольшие деньги туристы получают не тот же самый, а совсем другой, как правило, второсортный, «товар». Можно, конечно, успокаивать себя тем, что большинство клиентов вполне довольны, и не предъявляют никаких претензий. Это объясняется очень просто: не подготовленные люди не понимают, что им предоставили неполноценную экскурсию. К несчастью, «Цфат» тщательно снаряжает своих туристов в путешествие. Наши клиенты подчас оказываются более грамотными, и потому мы чаще других выслушиваем нарекания на качество экскурсионного обслуживания.


Проблемы «регулярок» вовсе не связаны с человеческим фактором, они предопределены самой системой организации таких экскурсий. Несмотря на все усилия гидов, хорошими эти экскурсии не могут быть по определению, ибо невозможно предоставить качественное обслуживание группе из 50 человек, случайно собранных в одном автобусе из многих городов Израиля. А собирать в больших автобусах разношерстную публику, как раз и вынуждает низкая цена экскурсии.




Для тех, кто не очень искушен в этой теме, необходимы кое-какие пояснения. Очевидно, что одной из важных характеристик любой экскурсии является ее продолжительность, а точнее — полезное время, отведенное для посещения экскурсионных объектов, поскольку, кроме того, время неизбежно приходится тратить и на различные организационные моменты. Длительный сбор участников к началу экскурсии, неизбежные остановки в пути, продолжительность которых впрямую зависит от количества людей в автобусе, обед, посещение сувенирных магазинов, входы-выходы из автобуса, да и просто концентрация группы у памятника, о котором рассказывает гид - все это отнимает время у продуктивной части. Ясно, чем больше туристов в группе, тем больше времени тратится впустую. Особенно это чувствуется зимой, в узких рамках светового дня.

Еще один очевидный минус — практически, неизбежное не совпадение интересов многочисленных участников экскурсии. Кто-то заинтересован в глубокой подаче материала, а кто-то больше настроен на отдых и легкую прогулку. Увы, гид вынужден ориентироваться на настроение большинства. Вообще, совмещение в одной группе иностранных туристов, специально приехавших посмотреть страну, и местных жителей, постоянно живущих вблизи экскурсионных объектов, обычно и порождает подобные конфликты интересов.


Но и это не все. Известно, что для индустрии туризма в любой стране мира характерна акцентированная нацеленность на кошелек путешествующей публики. Количество денег, оставленное в стране усредненным туристом — важный показатель отрасли. Была бы инфраструктура, позволяющая потратить деньги.


В Израиле с инфраструктурой все в порядке. Настолько, что ощущается серьезная конкуренция по части получения доступа к туристским кошелькам. Понятно, что люди, в течение дня ведущие за собой многочисленный туристский отряд, и, стало быть, имеющие возможность направить внимание его участников в то или иное русло (во, как красиво мы это сказали!), получают возможность вмешаться в свободную конкуренцию и кой-чего в ней подправить. Чем они, как правило, успешно занимаются не без собственной выгоды, но, увы, не всегда в интересах плательщиков.


Напрашивается вывод: раз главным недостатком массовых регулярных экскурсий именно массовость и является, с проблемой можно справиться, сократив количество участников до приемлемого уровня. Но тогда, как ни грустно, до этого же уровня придется поднимать цены. На наш взгляд, средняя стоимость однодневной регулярной экскурсии в группе, не превышающей 15–18 человек, что сразу избавит туристов от большинства недостатков в качестве обслуживания, должна колебаться на уровне 100–120 долларов с человека. Если сравнить эти цифры со стоимостью авиаперелета и с платой за проживание в отеле, можно заметить, что в такой редакции составляющие нашего путешествия выглядят более гармонично. Ведь мы тратим деньги на дорогу и платим за гостиницы именно для того, чтобы как следует познакомиться с этой единственной в мире Землей.



  • Сегодня в Израиле однодневная индивидуальная экскурсия на транспорте с гидом стоит не менее 600 долларов. Регулярная экскурсия на ту же тему в автобусе до 50 человек обходится в 65 долларов. Тот, кто в силу финансовых обстоятельств не может себе позволить первую, вынужден выбирать вторую. Именно вынужден, поскольку за несравнимо меньшие деньги он приобретает услуги, столь же несравнимые по качеству.



  • Проблемы «регулярок» вовсе не связаны с человеческим фактором, они предопределены самой системой организации таких экскурсий. Несмотря на все усилия гидов, хорошими эти экскурсии не могут быть по определению, ибо невозможно предоставить качественное обслуживание группе из 50 человек, случайно собранных в одном автобусе.



  • За счет большого количества участников в массовых экскурсиях чистое экскурсионное время сокращается почти вдвое. Особенно это чувствуется зимой, в узких рамках светового дня.



  • Экскурсионные интересы большого количества участников могут совпасть только случайно. Кто-то заинтересован в глубокой подаче материала, а кто-то больше настроен на отдых и легкую прогулку. Увы, гид вынужден ориентироваться на настроение большинства.



  • Посещение кафе и сувенирных лавок на безальтернативной основе, фактически, не только удорожает экскурсию, но и отнимает драгоценное экскурсионное время.



  • Отсюда вывод: поскольку массовость является главным недостатком регулярных экскурсий, с проблемой можно справиться, сократив количество участников до приемлемого уровня. Но тогда, как ни грустно, до этого же уровня придется поднимать цены.



  • В 2012 году на выставку в Питер одна израильская компания привезла новинку: экскурсии на полдня и за полцены! Увы, но и этот чудовищный проект, скорее всего, будет успешным.