"Букинговать" или бронировать?



Демократические веяния постсоветских лет на фоне бурного развития интернета обеспечили российским гражданам почти неограниченные возможности для путешествий во все концы Света. А от английского слова booking (оформление заказа) даже произошло популярное ныне словечко «букинговать», что в переводе на русский означает самостоятельно заказывать туристские услуги за рубежом.

Казалось бы, вот оно, долгожданное освобождение от диктата туроператоров, зарабатывающих исключительно на человеческой лени. А ведь это так просто: устроиться с чашкой кофе у компьютера и в любое время дня и ночи за пару минут заказать все, что тебе требуется, оставив разочарованных посредников с носом.

Такая радужная картина нарисовалась из весьма туманного представления публики не только о том, чем занимается профессиональная туристская братия, но и о слагаемых путешествия как такового. На самом деле все не так просто. Чтобы самостоятельно справиться с задачей, надо кое-что знать и уметь. О свободном общении с компьютером и хотя бы начальных знаниях английского языка я не говорю – этим сегодня, к счастью, уже могут похвастаться многие. А вот опыт поездок за рубеж, привычка быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, умение легко устанавливать контакты и оперативно находить выходы из затруднительных ситуаций есть далеко не у каждого.

Вот характерная история, как нельзя лучше иллюстрирующая затронутую тему. Одна моя знакомая, весьма уверенная в себе молодая особа, будучи по образованию инженером-химиком, а по зову сердца – неутомимым путешественником, за восемь лет успела исколесить почти всю Европу, причем, как теперь говорят, самым, что ни на есть «бюджетным» образом. Вдвоем с мужем, таким же энтузиастом самодеятельного туризма, они стали подлинными корифеями «букинга», научились ловить максимальные скидки у авиаперевозчиков и заказывать ночлеги на самых выгодных условиях.

На улицах чужих городов они ориентировались не хуже, чем у себя в Купчино. Наизусть знали расписания поездов, автобусов и паромов, не задумываясь, определяли, где лучше пообедать, поменять валюту или купить джинсы. Одним словом, мои знакомые накопили массу полезной информации, позволяющей с легкостью обходиться во время путешествия без посторонней помощи. Уверен, что они прекрасно выглядели бы в ток-шоу на тему «Зачем нужны турфирмы?».

Так вот, однажды эти опытные путешественники, вспомнив свои первые робкие шаги в неизвестность и шишки, набитые в годы самостоятельных странствий, пришли к выводу, что приобретенные ими знания могут не только предостеречь многих начинающих путешественников от серьезных ошибок, но и стать источником средств для дальнейших поездок. В социальных сетях наши герои стали предлагать свои услуги в качестве консультантов. И дело пошло. Они брались за разработку маршрутов по интересам, заказывали для своих клиентов места в отелях и самолетах, за дополнительную плату обучали «букингу» новичков, советовали, куда пойти, где купить, что посмотреть. Короче говоря, они пришли к выводу, что для тех, кто собирается посетить неведомые края, опыт предшественников окажется совсем не лишним. Настолько не лишним, что за него даже стоит заплатить.

Так мои знакомые, некогда убежденные сторонники самостоятельных действий, стали, по сути, теми, кого раньше считали абсолютно лишними – организаторами чужих путешествий. Впрочем, профессионалами в этом деле их назвать нельзя, поскольку даже за деньги они не могут предоставить своим клиентам главного – профессиональной защиты от неприятностей в том случае, если что-то пойдет не по плану.

А еще им очевидно не хватает налаженных связей с коллегами, работающими на приеме. И, скорее всего, они даже не догадываются, что не все разнообразие возможностей выплеснуто в интернет, что случайный клиент вряд ли получит у отелей условия, доступные оптовику, который бронирует номера тысячами. Ведь именно на партнеров-туроператоров, заполняющих номерной фонд в плановом порядке, ориентируются владельцы гостиниц.



Так что же лучше: «букинговать» самостоятельно или бронировать услуги на приеме через профес- сиональных посредников, которые, как мы только что убедились, не совсем зря едят свой хлеб с маслом? Давайте сравнивать «за» и «против».

Существует мнение, что «букинговать» ощутимо дешевле. Некоторые букинговые системы даже предлагают такую услугу, как поиск лучшей цены: программа сама выбирает сайт, заказ с которого получится самым экономичным. Чтобы развеять все сомнения на эту тему, а заодно продемонстрировать преимущества профессионального бронирования услуг, мы включаемся в эту увлекательную игру.

Любой, кто найдет на интернет-сайтах более выгодные условия для заказа отелей, чем предлагаем ему мы, получит и у нас эту самую низкую цену. Само собой, речь идет об идентичных условиях заказа.

Выбив главные козыри из рук своих оппонентов, продолжаем методично выкладывать собственные. Всякое путешествие – часть обычной жизни. А жизни, как мы не раз наблюдали, свойственны неожиданности, которые невозможно предвидеть. Когда вы сами организуете свою поездку, ответственность за все накладки и нестыковки вы целиком принимаете на себя. А ваш вояж по независящим от вас причинам может незаметно превратиться в захватывающее приключение.

Могу официально заявить, что турфирма «Цфат», профессиональный организатор путешествий в Израиль, приключениями не занимается принципиально.

Особенно велика роль профессиональной организации при подготовке экскурсионных поездок. Конечно, можно побродить по стране с путеводителем в руках. Кое-что вам в состоянии рассказать родственники и знакомые. Все это будет напоминать попытки подменить прочтением пьесы живое впечатление от ее исполнения на сцене.

Показывать гостям страну это отдельная профессия. К счастью, в Израиле немало талантливых ее представителей гидов. Не пропустите этот великолепный спектакль. Стоит ли тратиться на билеты только для того, чтобы попить кофе в театральном буфете?

Однажды мне довелось наблюдать за выступлением иллюзиониста, который, якобы, демонстрировал публике, как делается фокус.

Сначала разорванная в мелкие клочья газета чудесным образом реанимировалась в его ловких руках, а затем зал с интересом наблюдал за изнанкой этого превращения. Зрители внимательно следили за каждым движением артиста, и когда стало абсолютно ясно, где он прятал вторую газету, и как произошла подмена, фокусник сделал паузу, дунул в кулак, скрывающий обрывки и… вытащил из него еще одну целую газету.

Это я к тому, что в любом ремесле всегда есть свои секреты, известные лишь тем, кто постоянно этим делом занимается. Вроде, невелика хитрость – организация поездки, но и здесь кроется масса нюансов, которые необходимо предусмотреть. Например, отель, казалось бы, устраивающий по всем параметрам, для кого-то может оказаться абсолютно не подходящим только потому, что к входу ведут крутые ступеньки.

Подведем итоги. Если что-то и имеет смысл «букинговать» самостоятельно без всяких оговорок, так это авиабилеты на регулярные рейсы. С тех пор, как международные перевозчики навсегда похоронили бумажные бланки, другого способа для заказа все равно не существует. Своим опытом и некоторыми техническими приемами поиска мы делимся со всеми заинтересованными лицами в разделе «Транспорт» (статья называется «Как «поймать» дешевый билет»).

Что касается отелей, то всем, кто не имеет за плечами достаточного багажа путешествий, мы советуем все же сначала обратиться к профессиональным консультантам, выбрать с их помощью гостиницу, удовлетворяющую во всех отношениях, а потом не полениться проверить в интернете предложенную цену. Если в качестве эксперта будет выбран туристский брокер под названием «Цфат», гарантия того, что вы заплатите не дороже, у вас в кармане.

Трансферы и экскурсии тоже надежнее заказывать через консультанта, имеющего в Израиле годами наработанные связи. Впрочем, возможности интернета для таких заказов весьма ограничены.

Таковы наши рекомендации. А на вопрос, который вынесен в заголовок, ответьте для себя сами.


И.Х.


Бронируем сами

Для самостоятельного брониро- вания отелей, билетов и некоторых других услуг на приеме существует не- мало сайтов. Вот далеко не полный список:



www.hrs.com


www.booking.com


www.hotels.ru


www.hoteldiscount.ru


www.bronix.ru


http://hotels.turizm.ru


http://ru.hotels.com


http://www.pososhok.ru


http://www.ebookers.com


http://www.anywayanyday.com


http://www.amargo.com


http://www.airtickets24.com


http://www.skyscanner.ru


http://www.bookingday.com



Когда речь идет об отелях, мы обычно пользуемся удобным сайтом



www.booking.com,

позволяющим не только бронировать, но и сравнивать цены на один и тот же отель в различных системах брони- рования. На таких популярных сайтах, как:



http://www.skyscanner.ru


http://www.bookingday.com,



эта возможность распространяется еще и на авиабилеты и аренду авто- мобилей. Вообще, многие сайты объ- единяют в себе возможности для бро- нирования различных услуг, но узкая специализация нам больше по душе.



Обратите внимание: заброниро- вать отель через интернет можно не раньше, чем за 30 дней, до того вре- мени, когда он вам понадобится, и на срок, не превышающий те же 30 дней.



Обычно онлайн-бронирование происходит в следующей последова- тельности:



1. Сначала формируем запрос. Выбираем даты, маршрут, стоимость, количество человек, расположение, и другие подобные параметры. Для бро- нирования отелей характерна следую- щая последовательность: страна, го- род, отель, дата заезда, дата выезда, количество человек, количество и воз- раст детей, тип питания.


2. Заполняем формы с контакт- ной и платежной информацией (на ряде сайтов это делается в несколь- ко этапов):


– ФИО;


– телефон;


– E-mail;


– тип банковской карты;


– номер карты, имя держателя;


– код безопасности.


Обычно при прохождении пла- тежа деньги сначала блокируются на карте, а затем, при условии подтвер- ждения правильности всех данных, списываются.


3. Получаем документ, подтвер- ждающий бронирование – ваучер на заселение.


При бронировании надо внима- тельно следить за каждым шагом: в некоторых системах предусмотрена комиссия за эту операцию, причем, предупреждение появляется не сразу, а ближе к завершению процесса.