Страсти по «Турпомощи»



Сразу хотим объяснить, почему мы рассказываем широкой аудитории о, казалось бы, чисто профессиональных проблемах. Все, о чем пойдет речь, действительно, напрямую связано с вашей безопасностью за рубежом. Отправляясь в путешествие по Свету, всегда можно ожидать непредвиденного поворота событий. А в стране с такой не стабильной социально-политической ситуацией, как Израиль, тем более. От кого же ждать помощи в этом случае?


Если вы организовали свое путешествие самостоятельно, выбора нет – все дальнейшие решения вам тоже предстоит принимать самим.


Если вы воспользовались услугами туристского брокера, можете не сомневаться – он сделает все возможное, чтобы помочь вам справиться с ситуацией. По вашему звонку или по собственной инициативе, брокер обязательно придет на выручку и подскажет оптимальное решение. «Цфат», по крайней мере, всегда поступает именно так.


Если вы приехали в страну по туристской путевке в организованном порядке, вариантов может быть несколько, в зависимости от того, какому туроператору вы отдали предпочтение. Самый неблагоприятный вариант – поездка напрямую через иностранного оператора, с которым вас не связывают какие-либо договорные обязательства. Да и российское законодательство ему не указ. Если же вас отправляла одна из отечественных турфирм, она-то и должна вас выручать.


Казалось бы, все предельно ясно. Но события последних лет продемонстрировали со всей очевидностью, что именно российских граждан, доверивших свою судьбу отечественным туроператорам, могут подстерегать за рубежом дополнительные трудности. Например, если «тяжелое материальное положение» не позволило оператору оплатить отель или обратный чартер. А, попросту говоря, если он дал деру с вашими денежками. В таких случаях с 04 мая 2013 года о вас обязана заботиться вновь созданная государственная структура с многообещающим названием «Турпомощь». О ней-то и пойдет речь.




Как-то, лет десять назад, на автобусе, зафрахтованном в Германии немецкой турфирмой, мы путешествовали по Франции. На одном из перегонов, за сотни километров от границы, камень, вылетевший из-под колес встречного грузовика, угодил в лобовое стекло нашего автобуса. Двигаться дальше было невозможно, но уже через полтора часа к нам подкатил вызванный по телефону исправный автобус, и с небольшими отклонениями от графика мы продолжили путь.


Эта, по сути, рядовая история наглядно демонстрирует, чем может быть полезна туристам некая структура, созданная не для того, чтобы компенсировать убытки задним числом (этим занимаются страховщики), а оперативно оказывать неотложную помощь в нештатных ситуациях. Получив гарантию оплаты от такой организации, владельцы ближайшего автопарка незамедлительно отправили свой автобус на выручку застрявшим в дороге туристам.


Череда банкротств крупных туроператоров, потрясшая отечественную туристскую отрасль (последней каплей пару лет назад стала скандальная история с компанией «Ланта-тур»), вынудила создать и у нас нечто подобное. Чтобы выручать «здесь и сейчас». Правда, такие мелочи, как неисправный автобус, вряд ли нам будут интересны. У нас страна большая, и проблемы масштабнее.


Назвали структуру всероссийским объединением «Турпомощь», и обязали всех операторов, связанных с выездным туризмом, делиться с ней частью своих доходов, дабы создать единый общегосударственный фонд «скорой туристской помощи». Разъяснительная работа растянулась на полгода. Туроператоры упорно не хотели отдавать свои кровные в «общаг», находя для этого множество убедительных доводов. В начале июня терпение Ростуризма кончилось. Все, не пожелавшие внести положенные 110 тысяч рублей (сто тысяч в качестве вступительного взноса и еще десять на организационные расходы), были публично исключены из реестра, т.е. потеряли право продолжать свою профессиональную деятельность. Таковых набралось 260, большая часть из Москвы, а 36 – из Питера. Правда, уже через несколько дней было объявлено, что кое-кто из исключенных одумался и денежки притаранил.




Надо сказать, что принятию окончательного решения предшествовали прямо-таки шекспировские страсти. Еще 01 ноября 2012 г. вступили в силу дополнения к Федеральному Закону № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятому 16 лет назад. Среди них - законодательное решение об образовании Объединения туроператоров в сфере выездного туризма для защиты интересов российских туристов за рубежом в случае ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств. Членство в Объединении стало обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности. А распоряжаться аварийными средствами (пока их набралось 180 миллионов рублей) поручено государственной структуре. Уж кто-кто, а чиновники знают, как правильно поступать с деньгами!


Однако группа несознательных туроператоров, в основном, представители малого и среднего бизнеса, по такому случаю быстро объединившихся на защиту своих интересов (что, вообще-то, для туризма несвойственно) за внешне благородной идеей увидела необратимые последствия, к которым приведет ее реализация. Свои опасения «несогласные» изложили в открытом письме в Госдуму, и выдвинули веские аргументы.


Во-первых, все туроператоры уже имеют финансовые гарантии своей деятельности (и платят за это страховым компаниям!) на сумму, минимум, 30 миллионов рублей. Надо лишь придумать способ оперативного использования этих гарантий.


Во-вторых, своего рода МЧС, которое навязывают отрасли, будет бороться не с природными и техногенными катастрофами, а спасать туристов, оказавшихся заложниками отдельных туроператоров. Тех из них, чья деятельность вызвала "экономические трудности". При этом покрывать издержки банкротов, оплачивать «кассовые разрывы» предлагается их добросовестным коллегам. Таким образом, все туроператоры, вступая в «Турпомощь», законодательно получают индульгенцию на невыполнение услуг по договору с туристом. Факторы риска от этого не только не уменьшатся, но и возрастут, так как коллективная ответственность всегда притупляет ответственность персональную: ведь в случае чего, убытки будут покрыты не из личного сейфа, а из общего!


В-третьих, подавляющее большинство российских туроператоров – представители малого и среднего бизнеса, того самого бизнеса, о котором так любят «заботиться» на всех уровнях. Как правило, это компании с опытом работы более десяти лет, имеющие устойчивую репутацию, постоянных клиентов, свои собственные наработки не массового характера, а рассчитанные, прежде всего на индивидуальных туристов. Обороты в таких компаниях весьма скромные, поэтому ежегодные выплаты в пользу «Турпомощи» кажутся обременительными и несправедливыми.




Как уже известно, протесты не помогли, не сговорчивых операторов выгнали, деньги собрали. А к чему это привело, стало понятно летом 2014 года, когда один за другим стали «неожиданно» банкротиться крупные российские операторы, до той пору олицетворявшие несокрушимость отечественного турбизнеса. Истощенные многолетним демпингом и борьбой за «массового туриста», де-факто они к тому моменту уже накопили огромные долги, но не знали, как выкрутиться. А тут-то и «Турпомощь» подоспела. У должников появилась возможность закрыть финансовые прорехи деньгами всего туристского сообщества, а самим остаться при своих интересах и с грустным видом покинуть сцену. Что они и не замедлили совершить.


Оставленные за рубежом тысячи туристов в аварийном порядке вывозили на средства «Турпомощи». Хорошо хоть до дому добрались. О других потерях, испорченных отпусках, разрушенных планах и тому подобных мелочах и говорить не стоит. Оказалось, что собранных средств недостаточно, поскольку специалисты считают случившееся только «цветочками» и прогнозируют пик операторских банкротств весной 2015 года. И вопрос уже стоит о том, как изменить всю систему нашего организованного туризма.


В любом случае в законодательство будут внесены серьезные коррективы, которые оставят не у дел значительное количество мелких и средних операторов и огромную армию турагентов. Мы надеемся, что многие коллеги теперь заинтересуются и нашим опытом брокерского обслуживания. Еще четыре года назад нам было понятно, по какому пути развития пойдет туристская отрасль, и мы свернули с магистральной дороги, чтобы прокладывать собственный путь. Возможно, положительной стороной происходящих событий является именно эта возникшая необходимость совершить решительный шаг в сторону. А пока, если вам случится связать свой отдых с одной из жертв туристской перестройки, полезно знать, в каких случаях можно рассчитывать на помощь «Турпомощи».


Не перепутайте: в «Турпомощь» можно обращаться, если туроператор не перевел в гостиницу деньги или не предоставил обратный перелет. А вот с претензиями к качеству отдыха добро пожаловать по возвращении в страховую компанию, где застрахована ответственность вашего туроператора.


Конкретно, в Израиле, вероятность вмешательства «Турпомощи» в ход событий пока минимальна. Из крупных игроков «сломался» только наш питерский «Солвекс-турне», консолидатор осеннее-весенних чартеров в Эйлат. Причем, произошло это в то время, когда очередная чартерная цепочка еще не была запущена.


   Картинка называется «Разговор с Богом» и несколько лет назад обошла многие издания в комплекте с анек-дотом, суть которого заключается в том, что в Израиле телефонные раз-говоры с Господом дешевле междугородних, поскольку производят-ся по местной связи. Мне же эта забавная фотография показалась прекрасной иллюстрацией к рассуж-дениям о том, опасно ли туристам ехать в Израиль.


Вспоминается одна встреча, произошедшая в самый разгар интифады, когда туристов в Иерусалиме можно было пересчитать по пальцам.


Случайный знакомый – американский турист, беспечно разгуливавший по пустынным улочкам Старого города, – на мой вопрос, не чувствует ли он здесь какой-либо опасности, ответил так:


– Всем известно, что судьбы наши в руках Господних. Отсюда до Господа ближе, чем из Нью-Джерси и, полагаю, мы скорее договоримся.


Не знаю, как вам, а мне такая позиция нравится.


                                                             И.Х.

Летите спокойно

По количеству жертв несчастных случаев (к котором, несомненно, относятся и террористические акты) на 100000 населения Израиль можно назвать одной из самых безопасных стран мира. Так получается потому, что в стране, постоянно находящейся под угрозой, бдительность населения гораздо выше, действия служб безопасности, реагирующих на сигналы населения, отработаны до автоматизма, а все, что связано с безопасностью – приоритетно.


Множество тому подтверждений мы уже приводили в разных разделах сайта. Вот еще одно наблюдение. Вылетаем из Барселоны в Тель-Авив рейсом израильской авиакомпании «Аркия». Полет ночной, и в огромном здании аэровокзала совсем не много публики. Но на специально выгороженной площадке, где регистрируются пассажиры «Аркии», яблоку негде упасть – битахон работает.


Наш гид десятки раз сопровождал группы, вылетающие в Израиль из столицы Каталонии. Все сотрудники службы безопасности прекрасно с ним знакомы и встречают, как родного. Кажется, в такой ситуации его должны, вообще, избавить от проверки, что неизбежно произошло бы где угодно. Но только не у израильтян! Именно его «шмонают» с особым усердием, выворачивая наизнанку все содержимое чемодана.


Объясняется это так. Кому, скорее всего, подложил бы бомбу предполагаемый террорист? Разумеется, тому, кого, по всем раскладам, должны меньше проверять. В Израиле такие номера не проходят. Летите спокойно.