Отрывок из главы 25

<…> Напротив Мерона, или точнее – неподалеку, находится столица каббалистов город Цфат. Впервые он упомянут Иосифом Флавием в его «Иудейской войне». В римско-византийский период здесь жило много достойных людей, и сам Бар-Йохай не был здесь чужаком. Потом крестоносец Фульк д'Анжу построил тут крепость. Потом Саладин ее захватил. Потом здесь опять были крестоносцы, пока их не победил мамелюкский султан Байбарс, который перебил двенадцать тысяч человек, а трупы покидал в колодцы, чем и отравил их аж до XVI века. В XVI веке вода стала опять питьевой, и тут как раз подоспело изгнание из Испании. Вот тогда-то здесь и поселились величайшие каббалисты, а среди них Ицхак Бен-Шломо Лурия, которого зовут святой Ари, то бишь святой Лев.


Он родился в Иерусалиме, в доме, где сегодня располагается Музей еврейского квартала – очень милый музей. Потом подался в Египет, где жил отшельником на одном из нильских островов, а затем в 1569 году явился в Цфат, где свежий воздух и очень красивый гористый пейзаж.


Каббала – пришло время сказать о ней пару слов – это тайное мистическое учение, которым заниматься достаточно опасно. Мужчинам до сорока лет совать нос в нее не рекомендуется, а женщинам – и вообще, поскольку в женщинах таятся такие силы, что если они еще и Каббалу знать будут, то последствия окажутся абсолютно непредсказуемы, в том смысле, что могут быть ужасны. Каббалисты способны оживлять неодушевленные предметы (помните историю с Пражским Големом?), и это еще самое малое, на что они способны. Кроме книги «Зоар», есть еще одна важная книга – «Книга Творения». Ее напечатали в Мантуе в 1565 году, но сочинил ее сам Авраам, хотя некоторые приписывают ее рабби Акиве. (Где она скрывалась до XVI века, нам не известно.)


Сегодня Каббалой занимается каждый, кому не лень. Даже Мадонна, и та стала заядлой каббалисткой. Мы с негодованием отвергаем подобный подход, граничащий с вульгаризацией. Тайное знание есть тайное знание, и нечего о нем болтать языком лишнее. Короче, мы надеемся, что вы уже догадались: от нас вы о Каббале ничего не узнаете.


Что же касается Цфата, то старый город довольно симпатичен. В нем есть несколько прелестных синагог, таких как синагога Ари с чудными наивными росписями, «синяя» синагога Абухаба, которая за одну ночь перенеслась в Цфат из Испании и в которой хранится свиток Торы (XIV век), написанный самим Абухабом. Его достают три раза в год: на Йом-Кипур, Рош ха-Шана и Песах. И наконец, синагога раби Иосефа Каро.


Этот достойный человек, который родился в 1488 году в Испании, а помер в 1575 году в Цфате, сочинил кодекс законов, регулирующий всю жизнь еврея от рождения до смерти. Религиозные евреи до сего дня живут согласно этому кодексу, который называется «Шульхан Арух», то бишь «Накрытый стол». Точнее, должны жить. В кодексе этом написаны замечательные вещи, например:


Богобоязненный еврей не должен жульничать, воровать и лгать.


Нельзя ссужать деньги под проценты.


Работники должны получать зарплату вовремя.


Нельзя обсчитывать, обманывать и обвешивать покупателя...


К действительности эти чудные установления имеют весьма косвенное отношение. Чего немного жаль.


Синагога рабби Каро тоже совершенно замечательная. Под ней находится комнатка, где ему являлся ангел и куда на всякий случай теперь никого не пускают.


Однажды (уже много лет назад) нам довелось приехать в Цфат, где мы по случаю отменно загуляли, пили до утра и в очень мутном виде оказались возле стройки небольшого каменного дома. А по пьянке (и волшебный был рассвет к тому же) мы беседовали о высоком, вечном и загадочном. Сам город Цфат весьма располагает к этому. О духе и томлении духовном говорили мы друг другу что-то малосодержательное, но с большим подъемом и волнением. А возле этого незаконченного маленького дома уже скапливались каменьщики, начиная день труда. И медленно прохаживался немолодой еврей слегка начальственного вида. И непонятный интерес (загадочный ведь город) побудил нас вежливо спросить у этого еврея, что тут в этом доме. И ответ мы будем помнить всю оставшуюся жизнь.


– А это строят, – с важностью ответил человек, – тот дом, в котором Иосиф Каро писал «Шульхан Арух». Говоря о цфатских синагогах, мы хотим предупредить, что у входа в них регулярно трутся разные личности в кипах и пейсах, всеми возможными способами стараясь выцыганить у туристов деньги. Похоже, они не читали текст, написанный их знаменитым земляком… <…>


Заканчивая разговор о Цфате, надо упомянуть, что это город не только каббалистов, но и художников. О каббалистах мы маленько сказали, а о художниках, по причине собственной вовлеченности в данную область, мы, пожалуй, распространяться не станем. Нет-нет, не подумайте, там встречаются и хорошие, даже изумительные, вроде Шломо-часовщика. Этот достойный человек, когда состарился и, ослабнув зрением, более не мог заниматься своим ремеслом, отдался изобразительному искусству. Каким часовщиком он был, мы не знаем, скорее всего, хорошим, но художником он был гениальным. Увы, не все члены цфатской художественной колонии находятся на его уровне. Многие из них, как и многие нынешние каббалисты, как бы это приличнее выразиться, чересчур принимают в расчет спрос на рынке, и поэтому легкий дух торговли и спекуляции роднит представителей столь, казалось бы, несхожих профессий, как художники и каббалисты. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад