Отрывки из главы «ТВЕРИЯ (ТИВЕРИАДА)»

Один из четырех святых городов Израиля, столица Нижней Галилеи, Тверия расположена на 200 м ниже уровня моря, на западном берегу озера Киннерет. Вот уже две тысячи лет стоит этот свидетель исторических событий, переживший немало войн, землетрясений, наводнений, периодов расцвета и упадка.


Тверию основал сын Ирода Великого – Ирод Антипа – на месте древнего города Ракката (Раккафа), который упоминается в Библии (ИбН., 19:35). Названа Тверия в честь римского императора Тиберия.


С первых же лет существования Тверия стала торговым и промышленным центром, славившимся своими изделиями из стекла, глины, дерева и шерсти. Вода поступала в город из источников, расположенных в 15 км от Твери и, через акведук, по которому она доходила до каждого дома. Эта же вода приводила в движение мельницу. По сей день остатки древнего акведука сохранились на горе Береники при въезде в город.


Тверия не всегда была святым для евреев городом, напротив, она считалась для них городом нечистым, поскольку Ирод Антипа построил его на месте захоронений. Поэтому в городе жили только те евреи, которые не считались с законами еврейской религии. Основное население Тверии состояло из самаритян и набатеев. Видимо, поэтому во время Иудейской войны Тверия оказалась одним из первых городов, открывших ворота римским легионам. Сдавшись без боя, она уцелела от страшных разрушений.


Устремившиеся на север после падения Иерусалима толпы евреев не решались поселиться в этом нечистом месте. Тогда рабби Шим'он бар Йохай очистил его от скверны: посадил по всему городу люпины, объяснив, что могилы находятся там, где корни не идут в землю. Могилы были перенесены за стены города, и сам город очищен. Так в Тверии было положено начало духовному центру осиротевшего после падения Иерусалима еврейства.


В Тверию переселился Синедрион – высшее национальное религиозное и судебное учреждение, и его стали называть Бет-ваад ха-Гадол – Дом Великого Совета. В конце II в. в Тверию прибыла из Вавилона целая плеяда знаменитых раввинов во главе с рабби Хией Великим, родоначальником династии выдающихся талмудистов.


После Иудейской войны по разоренной стране ходило много детей-сирот, и рабби Хия Великий опасался, что они забудут Священное Писание. В Талмуде сказано, что рабби Хия сеял лен и делал из него веревки, из веревок сплетал сети и ловил газелей, их мясом кормил голодных сирот, а из кожи делал свитки, на которых писал тексты Пятикнижия. Разъезжая из города в город, из селения в селение, он обучал детей по этим свиткам слову Божьему...


Легенда гласит, что, когда известные ученые прибыли из Вавилона в Израиль, на небе перестали появляться кометы, прекратились землетрясения, утихли ветры и громы, перестало скисать вино и перестал портиться лен у сынов Израиля.


В Тверии была основана знаменитая иешива, которая со временем стала центром составления Иерусалимского Талмуда. <…>


<…> К IV в. положение евреев в римской провинции Палестине ухудшается. Христиане начинают на них гонения. Евреи эмигрируют в Рим и другие европейские страны, а также в Вавилон. В иешивах количество учащихся резко сокращается.


В обстановке преследований народ проявляет все меньше и меньше интереса к Галахе.


В этом смысле положение становится настолько угрожающим, что Тивериадские ученые спешат закончить кодификацию устного учения. Они создают труд, подобный Вавилонскому Талмуду и известный под названием Иерусалимский Талмуд, который они завершают в Тверии к 420 г. <…>


<…> В середине VIII в. город очень пострадал от землетрясения. Из хроник известно, что было разрушено 30 синагог. После землетрясения город приходит в запустение, и его покидают многие жители.


Арабский географ ал-Макдиси, посетивший тогда Тверию, пишет, что оставшиеся жители два месяца в году пляшут от укусов блох, следующие два месяца объедаются дикими сливами, еще два месяца воюют с многочисленными мухами, потом два месяца расхаживают голыми от дикой влажной жары, затем два месяца играют на свирелях, сделанных из стеблей сахарного тростника, и последние два месяца выгребают помет, которого полно во дворах.


В IX в. случилось еще одно землетрясение. А несколько десятилетий спустя пришли крестоносцы и сделали Тверию столицей Галилейского княжества. Занимая город, они бесчинствовали, грабили жителей, даже перерыли все еврейские кладбища в поисках драгоценностей. После землетрясений и нашествия крестоносцев в городе оставалось всего 50 еврейских семейств.


В XII в. город несколько раз переходил из рук в руки, пока не вернулась мусульманская власть во главе с Саладином. Город пришел в запустение. Паломников в этот период было совсем мало, ибо страх перед разбойниками на дорогах удерживал от дальних странствий.


В 1204 г. в Тверии был похоронен величайший еврейский мыслитель средневековья Моше Бен-Маймон (Рамбам, или Маймонид). Он умер в Египте, но в своем завещании просил перевезти его останки в Тверию.


Когда династию Саладина сменили мамлюки, обосновавшиеся в Египте и более двухсот лет правившие завоеванными странами, Тверия под их властью пришла в еще больший упадок. К XV в. нельзя было найти даже упоминания об этом святом городе в книгах и записях путешественников.


Когда же к власти пришли турки, евреи принялись за восстановление Тверии. Оживляются ремесла и торговля, но настоящий расцвет начинается с приходом к власти султана Сулеймана Великолепного. <…>


<…> До начала XX в. вся Тверия размещалась на берегу Киннерета и была надежно укрыта стенами. Железная дорога, проложенная турками, облегчила сообщение с городом. Тверия разрасталась, скученность в домах росла.


Развитие новой Тверии началось в 1911 г., когда евреи построили первые три дома вне стен Старого города. Новый район так и называли «Три дома». Потом он разросся и получил название Ахва (братство). В нем жили как ашкеназские, так и сефардские евреи.


В 1936 г. страшное наводнение в Тверии смыло более 100 домов, и множество семей осталось без крова.


После провозглашения Государства Израиль в Тверию хлынули репатрианты.


Как и в других местах, они селились в ма'абарот – временных лагерях. Домики строились из жести, которая летом раскалялась, а зимой в них было холоднее, чем на улице. Но со временем они исчезли, уступив место новым, благоустроенным жилым районам.


Город разросся не только вширь, но и вверх, по склонам прилегающих гор. Многие новые здания стоят высоко  над  уровнем  моря.  Разница  между  уровнем  старых  прибрежных  районов  и  новых  кварталов  доходит до 400 м.


Число жителей сейчас около 40 тысяч человек. Значительная часть занята обслуживанием туристов со всех концов не только Израиля, но и всего мира. Тверия славится своими лечебными источниками. Их 17, они дают 300 литров в час и бьют из глубины 2000 м. Температура воды от 60 до 65° по Цельсию. В них содержится 36,6 граммов соли на 1 литр (хлористый натрий, кальций, калий, бром и сульфат). Здесь излечиваются разные формы ревматизма, кожные и нервные заболевания, болезни верхних дыхательных путей. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад