Отрывки из главы «ТЕЛЬ-АВИВ-ЯФФА»

«И пришел я к переселенным в Тел-Авив, <...> и
остановился там,  где они жили, и провел среди
них семь дней в изумлении»<...> (Иех., 3:15).





<…> Двойное название города не случайно. Тель-Авив первоначально был пригородом древней Яффы. Разумеется, у него не было своего муниципалитета. Со временем Тель-Авив превратился в город, и административно Яффа вошла в состав Тель-Авива. <…>


<…> Тель-Авив стал первым еврейским городом в новой истории. Его построили на песчаных дюнах рядом с древней Яффой, пригородом которой он оставался долгие годы и лишь постепенно стал одним из самых больших городов страны. Его, пожалуй, можно считать таким же чудом, как создание еврейского государства, возрождение языка, оживление пустыни и превращение болот в цветущие сады.


В 1909 г. группа евреев собралась на песчаном берегу Средиземного моря и решила, что, так как 98% евреев живет в арабских домах Яффы за невероятно высокую плату, нужно срочно создать еврейский город. Тут же началась запись желающих приобрести земельные участки недалеко от Яффы и построить там дома. Свое строительное общество на паях они назвали «Ахуззат-баит» (поместье).


С помощью Еврейского Национального фонда (Керен-Каемет) севернее Яффы были приобретены земельные участки, а точнее, песчаные дюны без малейших признаков жизни. Там и начали строительство.


Первый год энтузиасты жили в палатках. Тень от единственного дерева служила местом прогулок и развлечений.


Основатели города хотели построить еврейскую гимназию. Но религиозные круги Иерусалима протестовали против светского образования. Правда, еще в 1905 г. в четырехкомнатной квартире в Яффе открыли первую светскую школу под маркой «частного дела», в которой было 18 учеников и два учителя. Школа очень быстро стала популярной, число учеников увеличилось.


Через два года из «частного дела» школа превратилась в «Организацию еврейской гимназии Эрец-Исраэль», и жители нового еврейского города, вопреки протестам религиозных кругов Иерусалима, решили построить гимназию в центре Ахуззат-баит.


Если раньше любой населенный пункт строился вокруг синагоги, то для Ахуззат-баит центром стала гимназия. На здании возвышались две башни, напоминающие башни Храма в Иерусалиме, все улицы вели к этому зданию, и все, кто приходил сюда, восхищались им.


Через 50 лет город настолько разросся, транспортное движение настолько увеличилось, что здание ему мешало, и в 1964 г. гимназия, которую называли «Герцлия», переехала в северную часть Тель-Авива, а на ее месте теперь стоит 36-тиэтажное здание Башни Мира (Мигдал Шалом; перевод ошибочный: в данном случае упоминается имя конкретного человека), где сосредоточены учреждения и торговые центры. На крыше здания высотой в 120 м есть смотровая площадка, откуда открывается вид на море, город и на еврейские поселения вплоть до Иудеи и Самарии.


Главную улицу в Ахуззат-баит назвали именем Герцля, человека, который призвал евреев построить свое государство. От нее отходили улочки поменьше: Ахад ха-Ама – в честь писателя и духовного руководителя сионистского движения, Ротшильда – в знак благодарности щедрому барону, Иегуды ха-Леви – в честь выдающегося средневекового еврейского поэта. Рядом проходила железная дорога Яффа – Иерусалим.


На улице Ротшильда разбили первый бульвар. По субботам и праздникам сюда приходили жители нового города посидеть под деревьями, которые еще только начинали расти. Любители пеших прогулок выходили группами на морской берег, более храбрые отправлялись дальше на север, где стояли шатры бедуинов, а в песках ползали змеи. Никто и подумать не мог, что придет день, когда место бедуинских шатров займут многоэтажные роскошные отели, благоустроенная набережная, многочисленные кафе, рестораны и бары. В конце бульвара стояла водонапорная башня, а возле нее – здание местного правления. Среди 800 жителей города большинство составляли выходцы из Восточной Европы (11% населения говорили на русском языке). Ахуззат-баит во всем зависел от Яффы, где находились муниципалитет, магазины, мастерские, порт, фабрики.


Постепенно разрастаясь, Ахуззат-баит превратился в город, который решили назвать Тель-Авив (тель – холм, курган; авив – весна) и потому, что его жители хотели построить новую жизнь на древней земле, как возрождается весной природа на старом месте, и потому, что Тель-Авив упоминается в Библии: так называлось местечко в Вавилоне, где осели евреи, когда-то уведенные в плен (Иех., 3:15).


Город продолжал развиваться, появились новые улицы, количество жителей дошло до двух тысяч. Но начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война приостановила развитие Тель-Авива. Приток евреев из других стран прекратился. В 1917 г. турецкие власти приказали евреям покинуть Тель-Авив, и те рассеялись по всей стране. Только установление английского мандата позволило тельавивцам вернуться через год в свои дома и начать восстановление разграбленного города. В знак благодарности англичанам муниципалитет Тель-Авива решил назвать улицу возле моря именем английского командующего фронтом виконта Эдмунда Алленби.


Сразу после окончания Первой мировой войны десятки тысяч репатриантов хлынули в Палестину, и Тель-Авив начал интенсивно разрастаться в северном направлении. Появляются не только жилые дома, но и магазины, мастерские, учреждения, в которых многие жители находят источник заработка. Но город все еще оставался пригородом Яффы и во всем от нее зависел. Арабский город Яффа враждебно относился к растущему Тель-Авиву.


Когда в мае 1920 г. по всей стране прокатилась волна погромов, группа вооруженных арабов пыталась ворваться в маленький Тель-Авив. Однако подпольные отряды самообороны отбросили арабов и предотвратили кровопролитие. Впервые еврейская молодежь убедилась, что надеяться на чужую власть нельзя. Только она сама может защищать свои дома и города. А еще стало ясно, что необходимо уменьшить экономическую зависимость от Яффы. Был куплен большой участок на песчаных дюнах и на нем построен первый торговый центр.


Новый этап в развитии города начинается с 1921 г., когда Тель-Авив официально получает статус города, а с ним и право на сбор налогов. На эти деньги была создана еврейская полиция и городской суд. Для сотен евреев, которых арабы вынудили оставить Яффу, в северной части города был построен новый район – «район бездомных», превратившийся затем в район Нордию. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад