Отрывки из главы «ХАЙФА»

<…> В отличие от большинства приморских городов Израиля, Хайфа сравнительно молода. Впервые она упоминается в Талмуде лишь в III в. Этимология слова «Хайфа» точно не установлена, но считается, что оно произошло от ивритского «хупа» (свадебный балдахин, в иврите звуки «п» и «ф» чередуются), поскольку гора Кармел нависает над окрестностями города подобно балдахину. Народная этимология утверждает, что Хайфа – это слияние двух слов: «хоф, яфа» (красивый берег). В средние века христиане называли Хайфу Каиафа – по имени еврейского первосвященника, жившего в I в., к которому привели Иисуса Христа.


Глубокий Хайфский залив привлекал мореходов еще в древности, но судьбе было угодно, чтобы порт появился не на том берегу, где теперь стоит Хайфа, а на том, где находится Акко. В библейские времена земли вокруг залива принадлежали трем израильским коленам: Звулуна, Ашера и Менашше (Манассии).


После разрушения Второго Храма, когда евреям было запрещено селиться в Иудее, они устремились не только в Галилею, но и в прибрежные города. Видимо, тогда и была основана Хайфа. Имена хайфских раввинов и ученых того времени упоминаются в Талмуде. <…>


<…> В византийскую эпоху город славился производством стекла и ценнейшего красителя – пурпура, изготавливаемого из местных улиток.


В VII в. в Хайфу приходят арабы, и жизнь в городе надолго замирает. Свыше четырехсот лет город не упоминается ни в одном письменном источнике. Наконец, в XI в. в Хайфе вновь образуется значительная еврейская община. Хайфа начинает упоминаться в различных религиозных сочинениях того времени.


В XII в., когда пришли крестоносцы, евреи оказывали им упорное сопротивление, о чем неоднократно упоминали христианские летописцы, отмечая их стойкость и мужество.


В конце XII в. Хайфу захватил Саладин. Однако через несколько лет Ричард Львиное Сердце отвоевал ее снова.


В то время на горе Кармел возле пещеры Илии-пророка селились монахи. Поначалу они живут в пещерах и проводят дни в посте и молитве. Но вскоре принимаются за строительство прочного здания. Так возникает орден кармелитов. После признания ордена иерусалимским патриархом он усиливается и расширяется. Кармелиты строят свой первый монастырь. <…>


15 марта 1799 г. генерал Бонапарт (Наполеон) по пути в Акко подошел к стенам Хайфы. Жители города предпочли сдаться без боя и не только открыли ворота перед захватчиками, но еще и снабдили их продовольствием.


Оставив на попечение отцов-кармелитов раненых и больных (в армии свирепствовала эпидемия холеры), Наполеон двинулся дальше. Монахи были не в состоянии справиться с уходом за ними и призвали на помощь добровольцев из числа горожан. Однако страх перед жуткой болезнью удерживал население, лишь воры, бродяги да прочий сброд, от которого было больше вреда, чем пользы, откликнулись на призыв.


Когда весть о резне, учиненной французскими солдатами в Яффе, достигла Хайфы, турки, горя жаждой мести, устремились к монастырю кармелитов и вырезали там всех раненых и больных. Монахи тайком похоронили их возле самого входа в монастырь. Памятник стоит на этом месте и теперь.


Хотя Акко и выдержал осаду Наполеона, разрушения были столь велики, что многие жители переселились в соседнюю Хайфу, это в дальнейшем и способствовало ее развитию. Все больше кораблей пристает к ее берегам, оживляется торговля, расширяется рынок, строятся новые здания. <…>


<…> В конце XIX в., когда в Эрец-Исраэль прибывают первые сионисты, в Хайфе открывается отделение Еврейского Национального банка, школа, где преподавание ведется на иврите, еврейская больница и другие еврейские учреждения.


Евреи начинают усиленно скупать земли возле Хайфы. На деньги российского промышленника Высоцкого был куплен участок на склоне Кармела, предназначавшийся для строительства Техниона (политехнического института), того самого, который со временем превратился в одно из самых престижных высших учебных заведений мира. <…>


Когда после Первой мировой войны Британия получила мандат на Палестину и кончилось владычество турок, англичане, оценив стратегическое положение Хайфы, позволявшее контролировать Суэцкий канал и путь в Индию, превратили город в мощную военную базу и промышленный центр подмандатной территории. Очень быстро налаживается регулярная морская связь с Европой, корабли из Хайфы отправляются в порты Италии, Греции, Франции. Строятся новые шоссе, новые участки железной дороги (англичане намеревались дотянуть ее через Ирак и Иран до Индии), аэропорт, прокладывается нефтепровод из Ирака, строятся нефтеочистительный завод и другие нефтеперерабатывающие предприятия. Танкеры вывозят нефть в Европу. Ведутся работы по расширению и благоустройству порта. <…>


В те годы между евреями и арабами Хайфы царили мир и согласие. Они трудились на одних и тех же предприятиях, совместно отстаивали интересы рабочих и заседали в муниципалитете. При тогдашней популярности идеалов физического труда и всеобщего равенства промышленно развитая Хайфа стала главным оплотом профсоюзного и рабочего социалистического движения в Эрец-Исраэль. Хайфу и по сей день называют «красной».


Во время Войны за Независимость идея пролетарской солидарности и интернационализма не выдержала испытания: начались кровавые бои между евреями и арабами. Евреи составляли больше половины населения (80 тысяч из 146-ти), но, благодаря поставкам оружия из соседних арабских стран, арабы оказались сильнее. Однако в конечном итоге вся Хайфа (за исключением порта) перешла в руки Хаганы. Арабское население, побросав свое имущество, бежало в порт. Арабские старейшины обратились к руководителям Хаганы с просьбой позволить арабам беспрепятственно покинуть город. Руководители же обратились с воззванием к арабскому населению не покидать город, но в ответ получили заявление: «Под управлением евреев мы не останемся ни одного дня. Мы не признаем вас и вернемся только тогда, когда вас тут не будет». Всего три тысячи арабов не сумели или не захотели покинуть Хайфу. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад