Отрывки из главы «БЕЕР-ШЕВА (ВИРСАВИЯ)»

«И насадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя
Господа, Бога вечного»
(Быт., 21:33).




Первое упоминание об этом городе относится к тем далеким временам, когда Авраам пришел в Землю Обетованную. Возглавляя кочевое племя пастухов, он переходил с одного пастбища на другое и, попав на развилку дорог, вырыл здесь колодец, сказав: «<...> Семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия <...>» (Быт., 21:30-31). Одни усматривают в названии Беер-Шева намек на семь овец, заколотых Авраамом у колодца («шева» на иврите – семь, «беер» – колодец), другие – намек на клятву, принесенную Авраамом у того же колодца при заключении союза с местным царем 0(«шива, шева» – клятва). Бедуины называют это место Тель-Саба («саба» по-арабски – семь), или Тель-Эмшаш, что значит «холм колодцев».


Холм, на котором стояла древняя Беер-Шева, расположен между Хевронскими горами на севере и горами Негева на юге. Он возвышается на 300 м над уровнем моря. Ветры с юга и с юго-востока сносят лессовую почву, пригодную для пастбищ, которой так богата долина Негева с древних времен.


На этой земле наш праотец Авраам впервые посадил деревья. Под одним из них – тамариском – он принимал гостей, устраивал трапезы, благословлял и провожал в путь. Тамариск очень живучее дерево. Можно сломать его ствол, отрубить ветви, но дерево не умрет: на месте прежних ветвей появятся новые побеги, и дерево снова зацветет. Когда современные ученые задались вопросом, что же такое библейская манна небесная, исследования привели их к тамариску. В весеннюю пору насекомые, которые называются червецами, выделяют на ветках этого дерева сладковатую жидкость, которая быстро застывает на солнце в виде белых шариков. Их можно собирать, как собирают ягоды, и утолять голод. Местные бедуины очень любят это лакомство, а мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день продают сладкую смолу тамариска, которая называется ман. (Дерево, под которым Авраам принимал гостей и устраивал трапезы, называется на иврите эшель, а еще это аббревиатура трех слов: еда (охэль), питье (штия), ночлег (лина). Даже если это случайное совпадение, то и тогда оно стоит того, чтобы его отметить).


Трое из сыновей Авраама родились в Беер-Шеве: Исаак, Исмаил и Мадиан. Исаак стал одним из праотцов евреев, от Исмаила пошли арабы, а от Мадиана – мидианиты. <…>


<...> До раскола Объединенного Израильского царства местоположение Беер-Шевы делало ее стратегически важным городом. Она стояла на перекрестке лучших дорог Негева во все крупные города страны: в Газу, Иерусалим, Хеврон, Эйлат; в соседние страны: в Египет и Сирию; и к портам Средиземного и Красного морей. Беер-Шева была столицей древнего Негева. Пределы Объединенного Израильского царства в Библии определяются «<...> от Дана до Вирсавии <...>»(Суд., 20:1). К югу от Беер-Шевы уже начинались владения кочевников, так часто беспокоивших наших предков. Опять-таки «от Дана до Вирсавии» (II Сам., 24:2) Давид отправил послов, чтобы знать, сколько людей в его царстве.


Беер-Шева, как и другие города, процветала при Соломоне.


При расколе Объединенного Израильского царства на Израильское и Иудейское Беер-Шева стала южной границей Иудеи. <…>


<...> В византийский период Беер-Шева стала столицей южной части Палестины Терции. В городе строили церкви, остатки которых сохранились и по сей день. <…>


<...> Уже в новое время в христианских источниках появляется название города по-арабски – Бир ал-Саба, где упоминаются два колодца с водой и еще пять высохших. Паломники описывают остатки каких-то строений, жалуются на бессилие турецких властей навести порядок. Бедуины взимают дань не только с соседей-феллахов (земледельцев), но и с пилигримов за покровительство и защиту от других кочевых племен.


Разорительные набеги на поля земледельцев и страшные грабежи не прекращаются, и турки, решив положить конец бедуинскому самоуправству, создают самостоятельный округ Беер-Шевы. <…>


<...> К началу Первой мировой войны в Беер-Шеве проживало 800 человек, среди которых были всего три еврейские семьи.


Во время Первой мировой войны Беер-Шева оказалась базой на пути к Суэцкому каналу для турок и их немецких союзников.


В окрестностях Беер-Шевы появились военные лагеря. Арабы и евреи устремились в Беер-Шеву в поисках работы. Строительство железной дороги в 1915 г. дало толчок развитию города. Дорогу протянули в Негев и в Синай для переброски армии и вооружения. Однако англичане оттеснили турок и немцев от Суэцкого канала, а 31 октября 1917 г. после массированного обстрела и тяжелых боев взяли Беер-Шеву. До сих пор в центре Лондона, в одном из городских парков, стоит памятник в честь британских отрядов из австралийцев, новозеландцев и индийцев, погибших в Палестине, и в частности, в Беер-Шеве.


Беер-Шева при англичанах стала столицей южного округа. Город в основном населяли арабы. <…>


<...> По решению ООН 1947 г. Беер-Шева должна была войти в состав арабского государства.


Во время Войны за Независимость из Беер-Шевы арабы беспрерывно нападали на еврейские поселения, устраивали засады на дорогах. Когда англичане покинули Беер-Шеву (13 мая 1948 г.), в нее вошла египетская армия, к которой присоединились арабы-добровольцы; ведя массированный обстрел Бет-Эшеля, еврейского поселения в двух километрах от Беер-Шевы, она разрушила здания, и защитники перебрались в бункеры. Понимая, что, если не принять немедленных мер, поселения не продержатся, еврейское командование во главе с молодым 28-летним командующим Южным фронтом Игалом Аллоном разработало план освобождения Негева. Операция «Десять казней египетских» началась 15 октября, и, спустя неделю, в последнюю ночь перед прекращением огня израильтяне, предприняв внезапную атаку на Беер-Шеву, захватили ее. <…>


<...> Сразу после окончания Войны за Независимость в Беер-Шеву хлынули репатрианты. Не хватало домов, и появились, как и в других местах, палаточные городки. Началась прокладка новых дорог, строительство предприятий. Как и везде, палаточные городки со временем сменились благоустроенными районами. <…>


<…> Если во времена британского мандата население не превышало пять тысяч человек, то в 1992 г. оно достигло 126 тысяч, 80 % из них – выходцы из 20 стран мира.

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад