Отрывки из главы «АШДОД (АЗОТ)»

«И он вышел, и сразился, с Филистимлянами, и разрушил <...>
стены Азота; и построил города в области Азотской <...>»

(II Хр., 26:6).





Немного южнее современного Ашдода археологи раскопали остатки древнего города с тем же названием.


Древний Ашдод был одним из пяти главных филистимских городов на полпути между Газой и Яффой. В Библии он всегда упоминается раньше остальных четырех.


Израильтянам, пришедшим на Землю Обетованную, не удалось вытеснить местное население.


«Не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых; остались только <...> в Азоте» (ИбН., 11:22). Слово «енаким» в Библии иногда переводят как «великан». Видимо, Ашдод населял народ сильный и рослый, который ученые отождествляют с филистимлянами.


При разделе земель между коленами Израилевыми Ашдод предназначался колену Иехуды, но оно не сумело завоевать город, и он оставался в руках филистимлян. <…>


<…> В 710 г. до н.э. Ашдод, как и все южное побережье, отошел к Иудейскому царству (II Хр., 26:6). Однако спустя 23 года он был завоеван ассирийцами.


Сначала, правда, Ашдод пытался восставать против новых властителей, и его правители даже заключили союз с целым рядом филистимских городов, с царями идумейского и моавитянского царств, но ассирийский царь Саргон послал против Ашдода огромное войско, правитель Ашдода сбежал, Саргон установил окончательно свою власть, после чего город стал настолько предан ассирийским хозяевам, что его новый правитель получил в награду от ассирийского царя целый ряд покоренных иудейских городов.


С падением ассирийского правления город был завоеван Египтом. <…>


<…> В период вавилонского плена многие нееврейские жители Ашдода селились по всей стране, особенно в Иерусалиме, смешиваясь с оставшимся еврейским населением. Ашдодское наречие распространилось по всей стране, и, вернувшись из вавилонского плена, евреи обнаружили, что оно отличается от их иврита: «Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок <... >; И оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски» (Hex., 13:23,24).


Когда евреи начали восстанавливать стены Иерусалима, жители Ашдода всячески им препятствовали: когда услышали «<...> Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно, <...> сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его» (Hex., 4:7,8).


Греки, пришедшие в Ашдод с Александром Македонским (IV в. до н.э.), осели в нем, так как их привлекал порт, через который они могли вести торговлю с Европой и Малой Азией.


Во время восстания Маккавеев враждебность населения Ашдода к евреям усилилась. Тогда один из Маккавеев, Ионатан, завоевал Ашдод, разрушил стены и сжег до основания храм Дагона (147 г. до н.э.), после чего в Ашдоде поселилась довольно большая еврейская община.


В 63 г. до н.э. римляне разрешили восстановить разрушенные стены и старые постройки и возвратили Ашдоду прежнее независимое положение полиса (города-государства).


Таким Ашдод оставался до начала Иудейской войны. Известно, что командующему римскими легионами Веспасиану пришлось силой брать город, вероятно, потому, что большинство населения составляли евреи. Еврейская община Ашдода продолжала существовать и в византийский период.


В Новом Завете Ашдод упоминается (под названием Азот) один раз в связи с пребыванием там апостола Филиппа (Деяния, 8:40). Впоследствии город стал резиденцией епископа.


В окрестностях Ашдода происходили ожесточенные бои между крестоносцами и мусульманами.


После боев город опустел и превратился в захудалую деревню Исдуд. Она вошла в историю во время Войны за Независимость, поскольку египетская армия потерпела под ней поражение.


Новый Ашдод начался с большого лагеря для репатриантов, состоящего из бараков и палаток, разбитых среди голых песков, которые, казалось, поглотят все живое и неживое. Но, вопреки такому впечатлению, вырос современный город.


В 1957 г. израильское правительство приняло решение о строительстве порта. Его открыли в 1961 г., и он заменил неудобный устаревший порт Яффу. Кроме того, были построены две электростанции, автосборочный и консервный заводы, фабрики косметики и искусственного шелка. Более 60 тысяч человек живет сегодня в этом новом благоустроенном городе. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад