Отрывки из главы «ЭЙЛАТ (ЭЛАФ)»

«Он обстроил Елаф, и возвратил его Иудее <...>»(И Хр., 26:2).



Этот город стоит на северо-западном берегу Эйлатского залива, на самой южной границе с двумя арабскими странами: с Иорданией (на востоке) и с Египтом (на юго- западе).


«Мы дошли до конца карты. Что делать дальше?» – такая телеграмма пришла в штаб, когда в 1949 г. Армия Обороны Израиля дошла до Эйлата.


Находясь на южной оконечности Аравы, Эйлат окружен с двух сторон цепью высоких гор. В древние времена Эйлатский порт связывал страны Средиземного моря, Индийского океана и Междуречья.


Такое местоположение превратило город в арену разных исторических событий.


Считается, что в добиблейские времена здесь останавливались кочевники. С приходом эдомитов Эйлат стал для них одним из важных центров.


Название Эйлат объясняют по-разному. Одни считают, что оно происходит от слова «эла» – фисташковое дерево, другие – от слова «эйаль» – сила, мощь.


Израильские племена шли в Землю Обетованную через пустыни Синай и Негев «<...> путем равнины, от Елафа (Эйлата) <...> к пустыне Моава» (Втор., 2:8).


Придя в Ханаан, евреи не смогли завоевать земли вокруг Эйлата. Только Давиду удалось полностью покорить их, что открыло перед ним торговый путь от Красного моря до Средиземного.


Сын Давида царь Соломон продолжил дело отца.


Он разрабатывает медные рудники в Тимне, близ Эйлата. С помощью Хирама, финикийского царя и своего верного союзника, Соломон сооружает флот, оснащает его, использует рабов и сидонских моряков – лучших в древнем мире: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. <...> И отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (I Ц., 9:26,28). «<...> В три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (I Ц. 10:22), ароматические масла, пряности, шелк, драгоценные камни, мечи и прочее. (Офир – либо Индия, либо Йемен – М.Ф.).


Эйлат превратился не только в морские ворота страны. Здесь была еще и стоянка на знаменитом «пути благовоний». Путь этот начинался в Аравии, проходил вдоль морского побережья, через Эйлат и оттуда в глубь страны.


По этому пути прошла царица Савская: «И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями» (I Ц., 10:2). <…>


<…> Набатеи, пришедшие из пустыни, вытеснили идумеев и начали интенсивное развитие торговых путей. Они отстроили крепости вдоль дорог и дали новую жизнь Эйлату. Их власть долгие годы была безраздельной, и путь Эйлат – Газа был одним из главных.


Лишь в начале II-го в. римляне захватили южные районы и проложили дорогу Дамаск-Эйлат, вдоль которой выросла система крепостей под названием Лимас- Аравикус. Эйлат оказался на перекрестке двух дорог: на Газу и на Дамаск. В Эйлате стоял X римский легион, который «отличился» при взятии Иерусалима во время Иудейской войны.


В IV в. об Эйлате писали: «Город на окраине земли Израиля, близко к пустыне и Красному морю, стоянка для плывущих в Египет и Индию».


В византийский период (IV-VI вв.) персы захватили все сухопутные пути в Китай и Индию и большинство морских путей Персидского залива и Индийского океана. Эйлат остался единственным портом в руках византийцев для связи с Дальним Востоком. Он принимал корабли из Индии, Хабаша (Эфиопии) и Йемена, на которых привозили китайский шелк, драгоценные камни, слоновую кость. Эйлат в то время был торговым центром.


Известно, что архитектор монастыря Санта-Катерина на горе Синай был жителем Эйлата. Сюда иногда ссылали опальных священников. Так, в VI в. в Эйлат сослали патриархов Антиохии, Иерусалима и даже Константинополя.


Но к началу VII в. персы захватили и Эйлат, который сдался без боя. Персы обещали не причинять вреда его жителям, среди которых были христиане, евреи и другие. Эйлатцы сдали оружие, лошадей и должны были отдавать ежегодно треть урожая.


Когда персов сменили мусульмане, они переименовали Эйлат в Айла. Он по- прежнему играл важную роль. Теперь в городе останавливались паломники, идущие из Ирака, Сирии, Египта и Северной Африки в Мекку.


Во второй половине IX в. Эйлат смыло во время страшного наводнения. Потом арабы восстановили его немного южнее того места, где он стоял до наводнения.


В XII в. Эйлат сдался крестоносцам без боя, как когда-то персам. Крестоносцы его укрепили, на дорогах к нему поставили ряд крепостей для сбора податей с торговых караванов. Но истинными хозяевами на дорогах и в городе были разбойники и грабители. Паломничество в Мекку прекратилось. К тому же открытие морского пути из Европы в Индию через Мыс Доброй надежды значительно ослабило движение кораблей через Эйлатский порт. А когда при постройке Хеджазской железной дороги (1905-1908 гг.) Эйлат обошли стороной, он стал настоящей глухоманью Оттоманской империи.


Для англичан, в отличие от турок, Эйлатский залив был важен. Создавая эмират Трансиорданию, они поделили Эйлатское побережье на две части: восточный берег отошел к Трансиордании (его англичане и развивали), западный остался в пределах подмандатной Палестины, и в развитии этой части англичане не были заинтересованы. На западном берегу, на месте сегодняшнего Эйлата, было всего несколько глиняных домов, в одном из которых находился полицейский участок. В полиции несли службу бедуины.


В трех километрах южнее полицейского участка, прямо на берегу залива, стоял одинокий домик, где жил англичанин Вильяме, который, к слову сказать, не любил евреев. Он занимался исследованиями Негева и Аравы.


Дорога из Беер-Шевы в Эйлат длиной в 235 км была тяжелой и опасной. Мало кто решался двигаться по ней, да еще надо было получить специальное разрешение.


Накануне принятия решения ООН о разделе Палестины* англичане всячески старались воспрепятствовать включению Эйлата и южного Негева в пределы будущего еврейского государства. Они уговорили американцев поставить перед израильской делегацией ультиматум: либо израильтяне пойдут на уступки, либо американцы не отвечают за результаты голосования. Потребовались невероятные усилия, чтобы убедить американцев в важности этого района для будущего еврейского государства. Доктор Хаим Вейцман (см. Реховот) прибыл на специальную встречу с американским президентом Гарри Труменом и просил, чтобы раздел Негева, если он уж так необходим, был вертикальным, а не горизонтальным: такое деление было бы справедливым, поскольку давало обеим сторонам и часть плодородных земель, и часть пустыни. Но в любом случае еврейское государство должно получить Эйлат. Доктор Вейцман предвидел, что египтяне могут закрыть Суэцкий канал и Ирак может затруднить плавание в Персидском заливе. Он предупреждал Трумена, что Израиль окажется отрезанным от Востока. Президент Америки очень быстро разобрался в этом вопросе и дал необходимые инструкции своей делегации. И когда 29 ноября 1947 г. большинством в 33 голоса против 13 Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание Государства Израиль, в его пределы вошли южный Негев и Эйлат. Однако это решение оставалось лишь на бумаге до завершения Войны за Независимость 1948 года. Израильтянам пришлось с оружием в руках брать эти земли.


Операция была последней во время Войны за Независимость. 10-го марта израильтяне вышли к Эйлатскому заливу. Когда вошли в Эйлат и захотели поднять флаг, оказалось, что ни у кого нет флага. Тогда один солдат снял рубашку и чернилами нарисовал две голубые полосы и Маген-Давид. Так и подняли «чернильный» флаг. <..>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад