Отрывки из главы «АШКЕЛОН (АСКАЛОН)»

«Иуда взял <...> Аскалон с пределами его <...>» (Судьи, 1:18).



Древний ханаанский город Ашкелон (Аскалон) почти четыре тысячи лет тому назад находился под властью Египта. Это известно из писем Эль-Амарны (дипломатической переписки XIV в. до н.э., найденной археологами в руинах столицы одного из египетских фараонов). В одном письме из Ашкелона ханаанские вассалы Египта сообщают, что люди из народа хабиру нападают на них и беспощадно грабят.


Город не раз пытался восстать против египтян, однако его усмиряли, в назидание разрушали, а жителей уводили в плен.


О покорении Ашкелона египтянами известно из записей на «черепках проклятий» – глиняных табличках, куда заносились названия покоренных городов, а потом на особой церемонии, произнося эти названия, таблички публично разбивали. Так пытались стереть с лица земли даже названия городов.


В XII в. до н.э., вскоре после прихода евреев, к берегам Ханаана пришли орды воинов. Местные жители еще не вышли из бронзового века, и воины покорили их с помощью железа, тайну обработки которого они привезли с Балкан.


Этих воинов называли филистимляне. На территории Ханаана они образовали пентархию – союз пяти городов: Ашдода, Газы, Экрона, Гата и Ашкелона.


Евреям так и не удалось окончательно завладеть этими городами, и в библейские времена история Эрец-Исраэль изобилует столкновениями и войнами царей Саула, Давида и народного героя Самсона с филистимлянами.


С приходом ассирийцев Ашкелон постигла участь всех покоренных ими городов: в VIII в. до н.э. после его захвата увели правителей в плен. На несколько столетий Ашкелон утратил свое значение. Лишь небольшой ашкелонский порт финикийцы использовали для перевозки благовоний.


С появлением греков оживляется торговля, город начинает разрастаться.


Греки были не только торговцами, но и поэтами. Они сочинили такую легенду: Ашкелон основал греческий воин по имени Аскелос, который пришел с армией Александра Македонского. Он влюбился в местную девушку, поселился с ней на берегу моря и заложил город.


Ашкелонский порт приобретает все большее значение, о чем свидетельствуют дошедшие до нас греческие монеты с изображением корабля. В городе не только печатали свои монеты, но был и свой календарь. Торговцы Ашкелона упоминаются в разных надписях, найденных в Греции, на Родосе и в Италии. Слава об историках, философах, филологах из Ашкелона распространилась во всем эллинском мире. Дворцы и храмы Ашкелона становятся известными далеко за пределами Ханаана, и особое восхищение вызывают святилища Афродиты, Аполлона и Декерто.


Более всего в городе почиталась богиня плодородия и благополучия Декерто. По преданию, русалка Декерто жила в Ашкелоне, влюбилась в юношу и родила от него дочку. Жители города затравили русалку насмешками, и она от отчаяния вернулась в открытое море. Девочку вскормили голуби, а потом ее подобрал пастух. Когда она выросла, в нее влюбился вавилонский царь Нин и взял себе в жены. При ее правлении были построены многочисленные ирригационные системы и мощные оборонительные сооружения. Возможно, легенда отождествляет ее со знаменитой царицей Семирамидой, о которой говорится, что после ее смерти опечаленный народ увидел, как она превратилась в голубку и взлетела высоко в небо. Возможно, с тех пор голубь и стал символом Ашкелона. <…>


<…> Когда римляне захватили Иудею, Ашкелон был многолюдным городом с большим и важным портом. При Ироде город еще больше разросся, в нем построили бани и булетарион (дом собраний), водопровод и дворцы.


Евреи там жили обособленно в отдельных кварталах, их ненавидели жители города, и, когда началась Иудейская война (66–73 гг.), им учинили погром и две с половиной тысячи убили. Даже в названии города евреи усматривали проклятие: «эш» – огонь, «калон» – позор, да будет на Ашкелоне позор и да будет город предан огню. А жестокому Ироду приписали происхождение из Ашкелона: «иш» – человек, «калон» – позор. Ашкелон не был включен еврейскими мудрецами в пределы Святой Земли.


Когда мусульмане в VII в. захватили город, они всячески пытались поощрять его заселение. По описаниям одного историка, на детей и младенцев Ашкелона выдавали солидные денежные пособия от мусульманского правителя. Для евреев города наступило спокойное время, и они осмелели настолько, что вместе с арабами напали на большую церковь, разграбили ее и сожгли.


Крестоносцы атаковали Ашкелон в XII в. Много раз город переходил от мусульман к ним и обратно. Крестоносцы сделали десятиметровую насыпь, окружили город стенами и с моря, и с суши. Башни на стенах получили названия, напоминавшие о тех, кто их строил: Кровавая башня была построена приговоренными к смерти, Женская башня – руками женщин, Бедуинская башня – пленными бедуинами, и т. д. – всего 54 башни. В стене было четверо ворот: на юге – ворота Газы, на севере – Яффские, на востоке – Иерусалимские и на западе – Морские.


Но в XIII в. предводитель мамлюков Бейбарс разрушил все укрепления, опустошил город, и наступил период запустения. О городе пошла дурная молва: будто бы в его пещерах водятся ведьмы.


Возрождение Ашкелона начинается после Войны за Независимость. Евреи создают поселок на месте древнего Ашкелона. Сначала они называют его Мигдал-Газа (башня Газы), потом Мигдал-Гат, и, наконец, когда поселок превратился в город, он получил название Ашкелон.


В городе есть нефтепровод из Эйлата, построен специальный порт для танкеров. Развита текстильная промышленность и туризм. 85 тысяч жителей живут в новых домах, построенных на песках Ашкелона. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад