Отрывок из главы «ИЕРУСАЛИМ»

<…> Еще в начале I в. н.э. в Палестине зарождается новая религия – христианство.


В Назарете, как сказано в Евангеле от Матфея, Ангел Господень принес благую весть о чудном рождении сына, имя которому будет Иисус (ивритск. Иисус – спаситель ), «<…> ибо Он спасает людей Своих от грехов их» (Матф., 1:21).


В 30 лет Иисус начал проповедовать в синагогах обновление иудейской веры. У него появляются последователи. Но во многих городах его не признали, и он отправляется в Иерусалим. Здесь он продолжает проповедовать, совершает чудеса, собирает своих учеников на паскахльный ужин, который вошел в историю под названием Тайная Вечеря. Здесь, согласно христианскому преданию, от него отступились ученики, здесь его судили и распяли, здесь он воскрес


Но так как римляне, правители Палестины, были язычниками, первые христиане подвергались жестоким преследованиям почти 300 лет.


Только в начале IV в., когда Римская империя разделилась на две части и восточная стала самостоятельной Византийской империей со столицей Константинополь, официальной религией в обеих империях стало христианство.


Когда в 324 г. Палестина попала под власть Византийской империи, в Иерусалиме начало преобладать христианское население, и он приобрел христианский облик.


Византийский император Константин послал в Палестину свою мать царицу Елену отыскать места, связанные с жизнью и смертью Христа. Она заложила основы первых церквей: Гроба Господня и Елеонской.


Иерусалим превратился в крупнейший центр христианства. В нем было более 300 христианских религиозных заведений, велись бесконечные теологические диспуты.


Началось паломничество христиан. Они хотели своими глазами увидеть город, по которому ходил Иисус, места, где он проповедовал, где был взят под стражу, судим и распят. Были паломники, которые оставались в городе, образуя различные общины (греческую, сирийскую, латинскую, армянскую, грузинскую и другие). Каждая держала свой постоялый двор. Разноязычие и многообразие укладов жизни стало главной отличительной чертой византийского Иерусалима.


Когда в христианстве зарождается монашество, Иерусалим превращается в один из важнейших его центров. Привлеченные святостью Иерусалима, монахи поселяются в нем и в его окрестностях. Их аскетизм и вера вызывают удивление и благоговение христианского населения. Вокруг их имени создается ореол святости и чудотворства, что тоже привлекает массу паломников.


Евреям по-прежнему запрещено посещать Иерусалим, за исключением Девятого Ава, когда они имели право на Масличной и Храмовой горах оплакивать разрушение Храма –Первого и Второго.


По этому поводу византийский монах Иероним писал: «По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города».


Девятого Ава евреи в лохмотьях приходили в Иерусалим оплакивать его, а христиане видели в унижении евреев проявление гнева Божьего. Христианские теологи полагали, что Бог отверг не только народ свой, но и покинул свое жилище: Храм сгорел, и Храмовая гора была превращена в городскую свалку. Они были уверены, что сбывается пророчество Иисуса о том, что в Иерусалиме не останется камня на камне и что город будет разрушен.


С другой стороны, христиане верили в еврейских пророков, а в частности, Исайя говорил, что из Сиона выйдет Тора, и Слово Божье –из Иерусалима. Христианские теологи нашли способ избежать этой неувязки: они объясняли, что победа христианства проявляется не только в поверженности евреев, но и в переходе Иерусалима в руки истинных наследников истинного Израиля (verus Israel) – христиан.


И если для евреев местом пребывания Бога был Храм на горе Мория, то для христиан таким местом стала церковь Гроба Господня. Поэтому ее освящение они совершили наподобие освящения Первого Храма. Таким образом они подвели теологическую основу под святость Иерусалима для христиан и под лишение евреев всяких прав на него.


Понятны и опасения христиан во время краткого правления Юлиана Отступника (IV в.), который в 361 г. объявил христианство вне закона, восстановил в Византийской империи язычество и сделал попытку вернуть евреям Иерусалим и отстроить Храм. Он и сам был близок к тому, чтобы принять иудаизм. Но смерть помешала Юлиану осуществить его намерения. Христианские же источники говорят, что этим намерениям помешали осуществиться землетрясение и пожар, то есть вмешательство высших сил. После смерти Юлиана Храмовая гора вновь была превращена в городскую свалку, евреям снова запретили проживать в городе, а христиане возобновили строительство церквей.


В те годы Иерусалим получает статус патриархии –высший статус христианского города. Увеличивается и площадь города. В южной части появляется новая стена вокруг горы Сион и окрестностей источника Шилоаха (Силоама). На стене с шестью воротами стоят башни. Иерусалим продолжает застраиваться как римский город.


В VI в. император Юстиниан I построил большую церковь Неа (Новую) Девы Марии неподалеку от Храмовой горы и странноприимный дом для паломников. Тогда же строится монастырь Креста, церковь Иоанна Крестителя, Св. Георгия, много постоялых дворов и больниц. На мозаичной карте того времени из Медвы в Заиорданье Иерусалим изображен так: возле северных Дамасских ворот – полукруглая площадь с колонной в центре, церковь Гроба Господня, Форум, дворец Патриархов, башни, монастыри, две центральные улицы, вдоль которых стоят ряды мраморных колонн с прекрасными резными капителями, и Храмовая площадь, превратившаяся в пустырь с единственными воротами в восточной стене (Золотые ворота).


В 614 г. христианский Иерусалим был захвачен зороастрийцами-персами. Захват города сопровождался беспощадной кровавой резней, пожарами и разрушением церквей. Иерусалимский патриарх был взят в плен и увезен в Персию, туда же был переправлен крест церкви Гроба Господня (как и многочисленные реликвии других церквей).


Евреи помогали персам брать город, так как видели в них избавителей. Но их союз с новыми правителями оказался недолговечным: персы быстро поняли, что в союзники надо брать основное население Палестины, а оно состояло из христиан. Тогда персы издали указ об изгнании евреев из Иерусалима и позволили христианам реставрировать разрушенные церкви. Часть евреев, тем не менее, в Иерусалиме осталась.


В 630 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и собственноручно вернул крест церкви Гроба Господня на прежнее место. Византийцы учинили беспощадную расправу над евреями за союз с персами и окончательно изгнали евреев из города.<…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад