Отрывок из главы «ИЕРУСАЛИМ»

<…> В начале VII в. в Аравии зарождается ислам – новая религия, возвещенная пророком Мухаммадом. Она начинает распространяться с арабскими завоеваниями Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. На пути этих завоеваний лежал и Иерусалим.


В 638 г. после двухлетней осады иерусалимский патриарх сдал город мусульманам на почетных условиях: христианам гарантировалась неприкосновенность и свобода вероисповедания. Предводитель мусульманского войска халиф Омар ибн ал-Хаттаб торжественно вошел в Иерусалим.


Одетый в потертый плащ из верблюжьей шерсти, он въехал в город на ничем не украшенном верблюде, к седлу которого были прикреплены деревянная миска и мешок с черствыми ячменными лепешками и сушеными финиками. Это было тем более удивительно для жителей Иерусалима, что они привыкли к пышным въездам не только Иерусалимского патриарха, но и менее важных лиц византийской империи. Но халиф огромного мусульманского государства всегда отличался простотой и воздержанностью, поэтому он был в своей самой обычной одежде.


Согласно ряду свидетельств, в свите Омара находились советники-евреи и он попросил одного из них показать ему краеугольный камень. Камень, как известно, был завален мусором.


Омар велел очистить Храмовую гору и молился на ней. По преданию, Омар спросил у еврея, где следует построить мечеть. Еврей посоветовал построить ее севернее краеугольного камня, чтобы, обращаясь на юг, мусульмане молились и Мухаммаду в Мекке, и краеугольному камню в Иерусалиме, где стоял когда-то Ковчег. Но халиф понял уловку еврея и выбрал место южнее краеугольного камня. Не считая Иерусалим святым, мусульмане не только не собирались обращать свои молитвы в сторону Иерусалима, но, наоборот, повернулись спиной к еврейской святыне.


Омар почтил молитвой христианскую святыню – церковь Гроба Господня.


В 614 г. в южной части Храмовой горы халиф Омар велел построить деревянную мечеть (в районе нынешней мечети ал-Акса). Христиане поняли, что это может послужить началом превращения Иерусалима в святой город ислама, и Храмовую гору, превращенную ими же в свалку, объявили своей святыней.


Через несколько десятилетий к власти пришла мусульманская династия Омейядов, которая перенесла свою столицу из Медины в Дамаск. Династия Омейядов начинает придавать особое значение Иерусалиму, и ее основатель – Муавия I – провозглашен халифом в Иерусалиме.


Омейядские халифы стремились затмить блеском и роскошью христианские церкви Иерусалима и привлечь в город как можно больше мусульманских паломников. На Храмовой горе они построили две великолепные мечети: одну на месте деревянной, южнее скалы,– ал-Акса (арабск. «ал-Акса» – «крайняя, удаленная»). Мечеть была названа так потому, что в 17-ой суре Корана сказано, что перед своим таинственным ночным путешествием на небо Мухаммад молился в самой удаленной от Мекки и Медины мечети, которую мусульмане отождествляли с выстроенной мечетью на Храмовой горе.


Вторая мечеть – Омара – была названа в честь мусульманского завоевателя Иерусалима. По-арабски ее еще называют «Куббат ас-Сахра» – «Купол над скалой», а эта скала, как стали утверждать мусульмане, и есть краеугольный камень, с которого Мухаммад отправился в свое ночное путешествие на небо. С тех пор мусульмане показывают на этой скале углубление, объясняя, что это след от ноги пророка. Иерусалим становится третьим по святости городом ислама – после Мекки и Медины. И если вначале мусульмане называли Иерусалим Илия (искаженное Элия), то к VIII в. они называют его Мадина Байтал-Макдис (город Храма), потом просто Байтал-Макдис (Храм), а к X в. – ал-Кудс (святой). Мусульмане начинают связывать и другие места в Иерусалиме с местами, упомянутыми в Коране или в преданиях.


Так, они утверждают, что от Масличной горы к восточной стене Храмовой горы после конца дней будет перекинут мост, по которому пройдут все судимые; грешники попадут в Кидронскую долину и оттуда прямо в ад, а праведники взойдут на Храмовую гору и оттуда – прямо в рай. Другими словами, они, как евреи и христиане, связывают Масличную гору с концом света. Один из иерусалимских источников – Эйн-Рогель (Бир-Айюб) – тоже становится священным, так как мусульмане считают, что он берет свое начало от истоков Зам- Зам в Мекке.


Появляется новая мусульманская традиция – паломничество в Иерусалим. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад