Отрывок из главы «ИЕРУСАЛИМ»

<…> В 1071 г. Иерусалим захватили турки-сельджуки и присоединили его к великой империи султана Ирака и Персии. Из-за бесчисленных смен власти и усилившихся гонений Иерусалимская иешива переместилась в Тир, где она оставалась до начала XII в. Это привело к еще большему уменьшению еврейского населения города.


Гонения коснулись и христиан. Сельджуки ужесточили контроль над святыми местами и обложили христианское население города тяжелыми налогами. Христианскую Европу возмутило это посягательство на права христиан в Иерусалиме, что послужило причиной вооруженного паломничества на Святую Землю, которое вошло в историю под названием крестовых походов. Как Папа римский, так и византийский император поощряли крестовые походы, потому что видели в них первый шаг к отвоеванию святого города у мусульман.


В 1099 г. после 40-дневной осады Иерусалим был взят крестоносцами, которые безжалостно вырезали почти всех евреев, мусульман и караимов. Еврейской общине Иерусалима пришел конец.


Арабский историк XII в. рассказывает, что, когда конница крестоносцев вошла на улицы города, кровь доходила всадникам до стремян.


Так прерывается 400-летнее правление мусульман.


Крестоносцы создали свое королевство со столицей в Иерусалиме и назвали его Иерусалимское Латинское королевство или Королевство Давида.


Правда, между рыцарями и духовенством возник спор о том, может ли в городе, где жил Иисус Христос, править король, а не духовное лицо. Духовенство считало Иерусалим своим наделом, а рыцари – наделом короля. В конце концов, было принято компромиссное решение: новому правителю Иерусалима Готфриду Бульонскому было дано звание «стража Гроба Господня», а решение вопроса о власти отложено на неопределенный срок.


Но спустя год «страж Гроба Господня» умер. Его брат Балдуин I был коронован в Вифлееме, а коронация в Вифлееме символизировала преемственность власти от династии царя Давида и связь с местом рождения Иисуса Христа. Духовенство попадает в полную зависимость от нового короля, из рук которого оно получает земельные наделы и разрешение на строительство церквей и монастырей. Но постепенно владения духовенства сократились до пределов квартала, примыкавшего к церкви Гроба Господня. А через несколько лет и архиепископы стали назначаться королем. Намерение создать церковное государство не осуществилось.


Так как при взятии Иерусалима крестоносцами была вырезана большая часть населения, город почти опустел, и потребовалось вмешательство короля, чтобы хоть как-то его оживить.


В 1113 г. Балдуин I издал указ, по которому все христианское население королевства обязано было направлять в Иерусалим на жительство десятую часть от своего общего числа. Теперь большинство населения начали составлять христиане восточного происхождения (сирийцы, эфиопы и копты). Им были выделены опустевшие еврейские и мусульманские кварталы. На юге, возле церкви Святого Иакова, поселилась армянская община. Юго-западнее от нее обосновались крестоносцы из Германии. В XII в. крестоносцы позволили еврейским ремесленникам-красильщикам селиться вблизи Иерусалима. За право заниматься своим ремеслом евреи платили налоги.


Крестоносцы усиленно строили церкви. Мечеть Омара на Храмовой горе они тоже превратили в великолепную христианскую церковь Templum Domini (церковь Храма Господня); на месте мечети ал-Акса поставили церковь Храма Соломона, ставшую центром ордена тамплиеров (храмовников).


В южной части Храмовой горы крестоносцы построили «дом Марии», там, где, по их представлениям, жила Божья Матерь с Иисусом. Паломникам показывали купель, в которой купали младенца Иисуса, и комнату, где жило Святое Семейство (комната была обставлена мебелью в европейском стиле того времени).


Но особый блеск крестоносцы придали церкви Гроба Господня. Рядом с ней была сооружена церковь Девы Марии, ставшая центром ордена госпитальеров. На месте дворца Ирода построили королевский и патриарший дворцы. На Сионской горе показывали зал, где проходила Тайная Вечеря, а рядом – дом, где доживала последние дни Дева Мария.


В XII же веке возникает целый ряд христианских традиций, связанных с Иерусалимом и его окрестностями. Эти традиции основывались на удивительной смеси исторической памяти, христианских легенд и библейских сюжетов. Так возникает обычай следования паломников по Крестному пути (Via Dolorosa).


В Иерусалиме начинают проводить христианские праздники, например, за неделю до наступления Пасхи отмечают Страстную седмицу (страстную неделю) – поминание мук Христовых. Особое значение придавалось чудесам, происходившим в «седмицу». Одно из них состояло в том, что перед Пасхой светильники в церкви Гроба Господня зажигались от «небесного огня». После страстной недели начиналось празднование Пасхи. Летом Иерусалим заполнялся народом, праздновали день основания Иерусалимского королевства. На следующий день поминали усопших иерусалимских святых и крестоносцев, погибших при взятии Иерусалима. На третий день отмечали вечность власти крестоносцев в Иерусалиме.


Число христианских паломников росло с каждым годом. Для них на многочисленных рынках продавались разные реликвии и сувениры. В южной части города появилось кладбище, где хоронили паломников, скончавшихся на Святой Земле. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад