Отрывок из главы «ИЕРУСАЛИМ»

<…> Из-за непрерывных междоусобных войн между мусульманскими правителями Египта и Дамаска нельзя было понять, ни в чьем подчинении находится Иерусалим, ни каков его политический статус. В городе почти не было ни жителей, ни представителей власти. Паломники тех лет описывают опустевший город, превратившийся в груду развалин.


Начало перемен пришлось на 60-е гг. XIII в. После того как предводитель мамлюков Бейбарс приостановил нашествие монголов на Святую Землю, мамлюки завладели страной. Они были профессиональными воинами, которых обращали в ислам. С одной стороны, как для воинов, Иерусалим был для них не более чем очередным захваченным городом, не подходящим для столицы.


В Иерусалиме никогда не было резиденции султанов, а многие мамлюкские властители и вовсе никогда не бывали в нем. (Из сорока султанов за 250 лет мамлюкского правления менее десяти посетили Иерусалим, причем город никогда не был целью их визита). Даже почтовой службы там не было. Только наместники назначались в Иерусалим, да и те были офицерами очень низкого звания. Более того, тихий и сонный Иерусалим служил местом ссылки для опальных мамлюкских воинов.


Но, опасаясь нового вторжения крестоносцев и монголов, мамлюки все-таки начали обносить город каменной стеной. Над одними воротами Бейбарс запечатлел свой герб с изображением львов, и с тех пор эти ворота стали называться Львиными. С другой стороны, как всякие неофиты, мамлюки были ревностными мусульманами. И поскольку в исламе Иерусалим уже считался Святым городом (третьим по святости), они, всячески стремясь подчеркнуть его мусульманский характер, стирали все следы пребывания в нем крестоносцев: беспощадно уничтожали церкви, кресты, статуи, строили мусульманские медресы (религиозные школы), мечети, ханы (заезжие дворы) для мусульманских паломников, бассейны для омовения перед молитвой. Выстроив мечети на Храмовой горе и возле башни Давида, они установили колоннаду возле мечети Омара. Султаны отсылали в Иерусалим на вечное хранение собственноручно переписанный Коран, а особые чтецы, нанятые ими, зачитывали молитвы по этим копиям.


Мамлюки же начали поощрять заселение Иерусалима мусульманами. Сюда переселяются мусульмане из Персии, Афганистана, Испании и Северной Африки, а также из окрестных районов – Самарии и Заиорданья.


Евреям тоже было дозволено селиться в Иерусалиме.


В 1267 г. Иерусалим посетил «айн из выдающихся комментаторов Торы Рамбан (рабби Моше бен Нахман) из Испании. Он призывал евреев вернуться в Иерусалим, где в те годы их было так мало, что нельзя было собрать миньян, а с другой стороны, было так мало населения вообще, что можно было занять любой пустой дом. В 1268 г. Рамбан превратил один из таких домов в синогогу, которая стала символом постоянного присутствия евреев в Иерусалиме.


С того времени и начинается новый этап еврейского заселения Иерусалима. Первыми прибыли сюда евреи из Испании, за ними в XIV в. последовали евреи из Германии. Они основали свою иешиву. Многие евреи были красильщиками, портными, сапожниками, купцами и лавочниками. Некоторые занимались медициной, астрономией и математикой. Но большинство изучало Тору, живя за счет «халукки» – денег, присылаемых евреями из стран рассеяния.


Однако многие евреи покидали Иерусалим, так как старейшины общины, отстаивая свои интересы, доходили до того, что писали доносы мусульманским властям на своих же единоверцев.


К XV в. в Иерусалиме жило 10 тысяч мусульман и 70 еврейских семей. Число еврейских женщин в семь раз превышало число мужчин. Горемыками называл евреев рабби Овадия из Бартиноры: «Кто весь год с хлебом, тот ходит в богачах».


К тому же остававшиеся в Иерусалиме христиане враждовали с евреями, считая их бедственное положение божьей карой за непризнание Иисуса Христа.


Один францисканский монах писал, что евреев Иерусалима бьют и мучают, «как они того заслуживают. Слово “еврей” – самое страшное проклятие и ругательство».


Во второй половине XV в. христиане распространили в Европе слух, что евреи Иерусалима приобрели гору Сион, разрушили христианские здания на ней и купили церковь Гроба Господня. Слухи привели к тому, что Римский папа запретил европейским судовладельцам доставлять евреев на Святую Землю. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад