Отрывок из главы «ИЕРУСАЛИМ»

<…> К началу XVI в. 250-летнее правление мамлюков сменилось оттоманским господством, которое длилось почти 400 лет. Центр власти переместился из Каира в Стамбул. Иерусалим оставался провинциальным городом Оттоманской империи, простиравшейся от подступов к Вене до Йемена и от Ирана до Северной Африки.


Чтобы привлечь на свою сторону местное население, первые наместники в Иерусалиме старались улучшить условия жизни и обеспечить безопасность. В Иерусалиме оживляется строительство, туда чаще заходят караваны с товарами, расширяются рынки.


В годы правления Сулеймана Великолепного (1520–1566 гг.) старую стену вокруг Иерусалима заменили новой. По его приказанию мозаичная облицовка мечети Омара была заменена полихромными изразцами. Был починен и расширен водовод, построено пять водохранилищ и восстановлены цитадели у Яффских ворот.


В 1535 г. Сулейман Великолепный подписал с французским королем Франциском I договор, по которому короли Франции представляли интересы христиан в Палестине.


Увеличивается еврейская община в стране, и в Иерусалиме в частности, за счет изгнанных из Испании евреев, которым было дозволено селиться в Оттоманской империи. В Иерусалиме Сулейман Великолепный официально отвел площадку длиной в 22 м и шириной в 3 м у Западной Стены для молитв евреев (с тех пор место у Западной Стены и называется Стеной Плача).


В это время среди 10-тысячного населения Иерусалима еврейская община занимала второе место по величине, составляя две тысячи человек. Еврейский квартал, примыкавший к городской стене, постепенно расширился до Стены Плача и Храмовой горы.


Перемена к лучшему в жизни евреев привела к появлению мессианских настроений среди них, поскольку воспринималась как знамение окончательного избавления еврейского народа.


В 1523 г. в Иерусалиме провел пять недель лжемессия Давид Реувени, который, провозгласив себя братом царя из колена Реувена, собирался убедить Папу поддержать поход еврейской армии против турок.


В середине XVII в. в Иерусалим прибыл еще один лжемессия – Саббатай Цви. Но, когда разнесся слух, что он собирается свергнуть султана и стать еврейским царем на Святой Земле, евреи испугались и заставили его покинуть город.


И все-таки, несмотря на наступившие перемены, евреи Оттоманской империи оставались гражданами второго сорта. Существовал целый ряд унизительных для них указов. На улице надо было носить отличительный знак: мужчинам – желтую нашивку, а женщинам – желтую накидку; в бане необходимо было носить на шее колокольчик, по звону которого можно было узнать о приближении еврея; присягая в суде, мусульманин должен был сказать: «Да превращусь я в еврея, если солгу»; на улице еврей должен был обходить мусульманина слева; ездить на лошади еврею не разрешалось.


Укрепившись в своем правлении, турки начали еще больше ужесточать законы по отношению к иноверцам. В частности, евреям запретили покупать земельные участки и дома в Палестине, включая Иерусалим. В Иерусалиме евреев обязали платить особые подати, которых не платили мусульмане. Поэтому к концу XVI в. многие евреи перебрались в Цфат, где продолжали царить мессианские настроения, и к концу XVI в. количество евреев в Иерусалиме уменьшилось почти вдвое. <…>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад