Отрывок из главы «ФЛОРА»

<…> Деревья (наиболее распространенные):


Кипарис – высокое стройное дерево, из породы твердых, пахучее; годится для построек.


Соломон использовал его при строительстве Храма, из него делали также музыкальные инструменты, а сегодня – различные образки, крестики, иконки для туристов, местных церквей и монастырей.


Иерусалимская сосна – высокое дерево, покрытое корою бурого или пепельного цвета.


Прочные сосновые бревна использовали в Эрец-Исраэль с древних времен и как хорошее топливо, и как материал для построек; |из сосновых деревьев язычники делали идолов.


Олива (маслина) – вечнозеленое обильно плодоносящее дерево. Плоды оливы – маслины – продолговатые, мясистые, похожие на сливу, по мере созревания они меняют цвет: от зеленого до палевого и, наконец, черного.


Маслины всегда очень ценились, так как выжимаемое из них масло было предметом торговли. Олива стала символом Божьего благословения, мира и обновления. Ветви этого дерева шли на устройство шалашей в праздник Кущей. Оливковые рощи издревле разводились и простыми людьми, и царями. Из маслин выжимали масло для Скинии*, для помазания первосвященников и царей.


Дуб – в Израиле его называют вечнорастущим, потому что, когда дерево стареет и засыхает, из-под корня появляются молодые отростки.


Поэтому в Эрец-Исраэль дубы всегда служили для обозначения особых мест: под ними строили временные жилища, погребали умерших. Под ними же язычники производили воскурения, жертвоприношения и справляли религиозные празднества.


Рожковое дерево – вечнозеленое ветвистое дерево.


С древних времен его плоды заменяли беднякам хлеб, поэтому их называют иногда хлебом Святого Иоанна (Иоанн Креститель питался рожками в пустыне). В древности из рожков приготовляли вино, кормили скот. Ими-то и хотел насытиться упоминаемый в Библии блудный сын.


Сикомора, или египетская смоковница, описана в Библии. Часто бывает больших размеров, по крайней мере, в ширину, ветвистая, с широкими зелеными глянцевитыми листьями. Ее плоды ценятся высоко. Сикомора дает густую тень, и поэтому ее сажали у дороги для путников.


Смоковница, или смоква, или фиговое дерево (инжир) – с древних времен Иудея изобиловала этим деревом. Ветви смоковницы растут в высоту и в ширину, и листья у нее очень широкие. Плоды съедобные и целебные.


Тень смоковницы очень густая, на Востоке смоковница стала символом благополучия, и выражение «жить под смоковницею» (I Цар., 4:25) употреблено именно в таком значении.


Лавр – вечнозеленое дерево, нередко образует большие леса. Лавровый лист употребляется как приправа к кушаньям.


Греки и римляне увенчивали лавровыми венками героев, ораторов, победителей, поэтов.


Пальма – ее видов чрезвычайно много.


Изображение пальмы служило эмблемой Иудеи на древних еврейских монетах. Люди с незапамятных времен пользовались плодами пальмы: семенами кормили скот, широкими листьями покрывали кровли, из веток делали ограды, из волокон плели нитки и веревки, а само дерево шло на топливо. Пилигримов, посещавших Святую Землю, называли паломниками, так как они приносили с собой из Святой Земли пальмовые ветви. В праздник Кущей евреи держали пальмовые ветви в руках, а во время торжественных процессий усыпали ими путь. Пальмовые ветви служили также символом победы, их несли перед победителем во время торжественного возвращения с поля битвы.


Мирт – благоухающее вечнозеленое дерево. У него темнозеленые, как бы полированные листья, прекрасные цветы. В листьях мирта содержится эфирное масло, которое использовали для приготовления благовоний.


Мирт был знаком славы и благодеяний. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением.


Миндальное дерево – листья и цветы похожи на персиковые. Цветет в январе-феврале и дает плоды в апреле.


Жезл Аарона был сделан из миндального дерева.


Гранат – дает одни из лучших плодов, которыми славится земля Израиля. Дикий гранат – куст, а культурный, садовый – дерево пяти метров в высоту. Кисло-сладкий, немного терпкий сок граната хорошо освежает в жару.


В древние времена фанаты не только ели, но использовали для изготовления краски и для дубления кож. В Библии румяные щеки девушки сравниваются с двумя половинками граната. Изображения граната можно увидеть на монетах, мозаиках, они были частью орнамента резных колонн Иерусалимского Храма, а одежды первосвященника тоже были расшиты изображениями гранатов. Гранат считался символом не только красоты, но и многочисленности народа, поэтому плоды фаната – непременное украшение праздничного стола. <...>

© ООО Турфирма "Цфат" 2002-2011 г.
Все права защищены
Назад