Если задержан рейс...




Поскольку сухопутных путей в Израиль не имеется, подавляющее большинство посещающих страну туристов сначала становятся авиапассажирами, ставя исполнение всей программы путешествия в зависимость от четкой работы воздушного транспорта. Но обстоятельства, зачастую совершенно от перевозчиков не зависящие, могут привести к задержкам или даже отменам рейсов. Какую ответственность за сорванные планы в этих случаях несут авиаперевозчики, и на какие компенсации могут рассчитывать пассажиры?


Для того, чтобы грамотно защищать свои интересы, нам необходимо заглянуть в несколько законодательных документов. Откроем для начала Гражданский кодекс РФ и ознакомимся с содержанием статьи 795-й («Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира»). Согласно этому документу, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Правда, сделать это он обязан только в том случае, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.


Как видим, чтобы вытребовать с перевозчика штраф, надо очень постараться, ведь ему достаточно просто оспорить свою ответственность, сославшись на обстоятельства нам, пассажирам, неведомые. Но, независимо от того, какие штрафы предусмотрены в соответствующих транспортных указах и кодексах, пострадавшие пассажиры вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных ими убытков по общим нормам гражданского законодательства (ст.393 ГК), если, конечно, сумеют это доказать.


Теперь заглянем в статью 120 Воздушного кодекса РФ, которая как раз и предусматривает ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. Оказывается, перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но, не более, чем 50% стоимости билета. Опять же, только в том случае, если не сумеет свалить вину на обстоятельства от него не зависящие. Но в безусловном порядке обязан вернуть пассажиру полную стоимость билета, если вследствие задержки рейса тот вовсе откажется от поездки.


Еще один важный документ, регулирующий условия воздушных перевозок – «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, гру- зополучателей» (утверждены приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186). В соответствии с этими Правилами в случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и каким-либо другим причинам, а также изменения маршрута, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах целый ряд обязательных услуг. Знать об этом бывает важнее, чем через суды добиваться копеечных компенсаций.


Итак, добропорядочный авиаперевозчик обязан обеспечить:


– предоставление комнат матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет;


– предоставление каждому пассажиру возможности совершить два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;


– предоставление прохладительных напитков при ожидании отправления рейса более двух часов;


– обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время, и каждые восемь часов – в ночное время;


– размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов – в ночное время;


– организацию хранения багажа.
Причем, все перечисленные услуги должны предоставляться пассажирам совершенно бесплатно (п.99 Правил).


Уже упомянутые нами Правила обязывают авиаперевозчиков еще кое к чему, например, обеспечивать пассажиров в аэропорту визуальной и (или) акустической информацией. В том числе, сообщать о продолжительности и причинах задержек или отмены рейсов и о способе проезда из аэропорта в ближайший населенный пункт или другой аэропорт.


В заключение позволим себе высказать некоторые практические соображения. Очень многое в нашей жизни выглядело бы иначе, если бы с юных лет в гражданах воспитывалась не только нетерпимость ко всяческим нарушениям закона, но и стремление поставить заслон таким нарушениям, даже в ущерб своему времени и нервам. Увы, мы воспитаны иначе. «Скандалисты», умеющие не просто возмущаться, а реально постоять за свои интересы, среди пассажиров встречаются не так уж часто. Опытные авиаперевозчики, имеющие в своих рядах специалистов, специально обученных отбиваться от претензий, как правило, побеждают и продолжают безнаказанно воровать наше время.


Знать свои права мало, надо еще уметь их отстаивать.

Как защититься
от потерь

Недавний крах ряда крупных российских туроператоров оставил за пределами страны десятки тысяч туристов, которых возвращали назад всем миром. Беда была в том, что обанкротившиеся операторы задолжали чартерным авиаперевозчикам огромные суммы, а деньги, полученные за билеты от туристов, использовали как-то иначе. До сих пор наиболее вероятным считалось банкротства именно перевозчиков, при которых пассажиры, приобретавшие билеты через турфирмы, были защищены надежнее, поскольку их проблемы обязаны решать те, кому они заплатили. Жизнь опровергла эти соображения: туроператоры рухнули первыми, потащив перевозчиков за собой в пропасть. Как же защититься от потерь в таком случае?


Если вы самостоятельно покупали билеты на чартерный рейс непосредственно на сайте обанкротившейся авиакомпании, можно попробовать вернуть потраченные деньги на банковские карты, которые использовались при покупке билетов. Юристы и представители банковской сферы подтверждают, что такой шаг имеет смысл. Надо обратиться в свой банк, а также написать письмо в авиакомпанию, которая должна разрешить банку вернуть средства на карту плательщика. Если же денег на счете компании нет, можно обратиться в суд.


Тем же, кому не повезло заплатить за несостоявшийся полет оператору-банкроту, придется занимать очередь в страховую компанию, а поскольку ожидание предстоит долгое, появится время хорошенько выучить правило: летать следует регулярными рейсами, т.е. под защитой закона.