Железные дороги

 

Сколько ни пишут в своих заметках блоггеры-туристы о том, как удобно путешествовать по Израилю на поезде, а даже в самых свежих, образца 2008 года, путеводителях читаем: «Железнодорожная сеть в стране развита слабо. Гораздо удобнее пользоваться автобусами компаний...» и далее в том же духе. Можно подумать, что автобусники лоббируют свои интересы, подсовывая составителям этих путеводителей хорошо устаревшую информацию.


Действительно, в девяностых годах прошлого века израильские железные дороги не могли похвастаться ни протяженностью, ни широтой охвата. Ныне железные дороги Израиля — это 750 километров путей (что для государства длиной 470 км совсем не мало), связывающих 49 отлично оборудованных станций. Правда, дороги пока не электрифицированы, замкнуты в границах страны и изобилуют одноколейными участками, но они есть и интенсивно развиваются.


О перспективах, впрочем, чуть позже, а пока, отметив то, что вряд ли изменится (это - «стефенсоновская» железнодорожная колея в 1435 мм, которой проложены 75% путей в мире, и левостороннее движение - привет от управлявших Палестиной британцев), обратимся ко дню сегодняшнему.


Собственно, все железные дороги Израиля пока сосредоточены в Тель-Авивском железнодорожном узле с вокзалом Тель-Авив-Центральный (Тахана Ракевет) и путями, расходящимися от него по пяти направлениям: в Нагарию, в Кфар-Сабу, в Ашдод (с одноколейными ответвлениями на Ришон-ле-Цион и на Ашкелон), в Беэр-Шеву (далее до Димоны следует одновагонный «подкидыш») и в Иерусалим.


Все поезда скоростные и комфортабельные, легко развивают на прямых участках до 160 км/ч. Класс вагонов только один, соответствующий немецкому второму классу. Это нечто среднее между знакомыми нам «Сапсаном» и «Авророй».


Все салоны оборудованы одинаково: кондиционер с климат-контролем, мягкое люминесцентное освещение «самолетного» типа, по две пары кресел со столиком у окна, иногда, увы, не слишком чистого или заклеенного мелкой сеткой рекламы. В каждом поезде есть очень важные для любого путешественника вагоны с туалетами и разъездная торговля легким перекусом: водой и бутербродами. Машинист объявляет остановки, на станциях пересадок рассказывает обо всех направлениях и остановочных пунктах, до которых следуют поезда от этих станций, а также сообщает о задержках и их возможных причинах.


За исключением 20 часов в шаббат и праздников, израильские поезда следуют с завидной регулярностью днем и даже ночью. Расписание движения можно посмотреть на всех станциях (на иврите), прослушать, позвонив в справочное, или прочитать на сайте государственной компании «Израильские железные дороги» («Ракевет Исраэль»). Размещенные на нем данные позволяют легко проверить маршрут, узнать заранее об отменах и переносах, а также забронировать сидячие места на выбранные даты.


Купить билеты можно на любой станции у кассира или в автомате. Важно помнить, что билет покупается не на какой-то конкретный поезд, а от пункта до пункта. При этом можно сколько угодно пересаживаться в рамках оплаченного направления.


В зависимости от станции назначения и времени суток, вагонов в поездах может быть от 6 до 12. Ориентиром для пассажиров на станциях служит место остановки двух средних вагонов, которое отмечено нанесенной на платформе разметкой.


Железнодорожный израильский «заяц» — существо, несомненно, вымирающее, поскольку штраф за безбилетный проезд высок, а контролеры есть почти в каждом поезде. Билеты, представляющие собой пластиковую карточку с магнитной полосой, могут быть рассчитаны на одну или несколько поездок, в одну сторону или туда и обратно. Разовые билеты действительны в течение дня покупки, многоразовые – в течение месяца.


Все станции оборудованы турникетами на вход и на выход, действующими так же, как и аналогичные устройства в нашем метро. За багаж платить отдельно не нужно – дежурный поможет перенести его через специальную калитку даром.




Не забывайте, что железные дороги Израиля гораздо старше самого государства Израиль! Еще лет 20 назад составы из стареньких английских вагонов (такие сейчас можно изредка встретить на маршруте Бен-Гурион — Нагария) ходили полупустые или бесплатно перевозили солдат. Сегодня они часто заполнены под завязку, а за билетами приходится стоять в очереди. Прогресс, что называется, налицо.


Идея строительства железной дороги в Израиле была высказана еще в 1839 году, когда первую общественную железную дорогу построили в Англии. Выдвинул ее сэр Мозес Монтефиоре, один из известнейших британских финансистов-евреев XIX века, шурин Натана Ротшильда. Но даже мнение этого уважаемого человека не приблизило время появления первых поездов на Земле Обетованной, находившейся под протекторатом Османской империи. Впервые стук колес жители тогдашней Палестины услышали 51 год спустя, в 1892 году: одноколейный путь длиной 82 километра соединил Яффо и Иерусалим. Путешествие на нем продолжалось 3 часа пятьдесят минут.


С тех пор в этих краях железные дороги исправно действовали всегда, помогая добраться, практически, в любую точку всего Ближневосточного региона. В 1904-м была проложена железнодорожная линия от Хайфы до Бейт-Шеана, а годом позже рельсы соединили Хайфу с Дамаском. Фактически, все эти проложенные по территории нынешнего Израиля пути являлись частью создававшейся в годы перед первой мировой войной Палестинской железной дороги, которая связывала порт Триполи на Средиземном море с Суэцким каналом в Египте. С 1912 года по Земле Обетованной начали ходить поезда французской Багдадской железной дороги, потом, после установления британского мандата, по маршруту Египет – Лод – Хайфа пошли английские поезда. С 1942-ого началось движение по железной дороге Хайфа – Бейрут – Триполи, которая была продлена до Дамаска.


Однако в ходе Войны за независимость целостность этой системы была необратимо нарушена: взорванные мосты и развороченные пути узловых станций требовали вложения значительных средств, а они уходили на совсем иные цели…


Затем, конечно, некоторая жизнь затеплилась и в железнодорожном хозяйстве. Сначала были частично восстановлены грузовые перевозки, позже — пассажирские. Но лишь через много лет, в 1988 году, железные дороги оказались в сфере государственных интересов, и было принято решение, пока все государство не замерло в одной чудовищной автомобильной пробке, активно их развивать. И результаты можно наблюдать сегодня. А, согласно генеральному плану «Железные дороги 2000», уже на будущий год всякий желающий сможет не только проехаться из Тель-Авива в Иерусалим на электричке, но и долететь с ветерком до Эйлата.


Историческая переправа


Все знают историю о том, как Моисей вывел евреев из Египта и 40 лет водил по пустыне, якобы, для того, чтобы в Землю обетованную вступили только свободные люди, не знавшие рабства. Так это или нет (существуют и другие версии причин столь длительного путешествия), но ведь и самому Моисею войти в эту Землю было не суждено. Он только взглянул на нее с высоты горы Нево, что на территории нынешней Иордании. Где-то там находится и его могила, не определенная по сей день. А евреев повел через реку Иордан Иисус Навин, один из тех разведчиков, что условно запечатлены на эмблеме Министерства туризма Израиля несущими на плечах гигантскую виноградную гроздь. Случилось это, как известно, неподалеку от города Иерихон.


С израильской стороны реки на месте исторической переправы стоит сейчас греко-православный монастырь Святого Герасима, похожий на монастырь Креста в Иерусалиме. Он возведен в конце XIX века на развалинах монастыря эпохи крестоносцев, который, в свою очередь, был построен на месте ночевки Святого Семейства по пути в Египет. Где-то здесь, согласно преданию, переходил Иордан и праотец Авраам со своим семейством. А позже – Яков, бежавший от гнева Исава.

Так вот все переплелось на Святой Земле, и привыкнуть к этой нереальной реальности, кажется невозможно